Минфин обнародовал данные о долгах субъектов РФ и их зависимости от центра. «ЭЖ», проанализировав цифры, вышла на весьма познавательные итоги.
Прежде всего поясним, что подчеркнуты показатели, которые не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса. Доля трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) не должна превышать 40% бюджета региона, а объем долга — не быть выше объема его собственных доходов. Кроме того, звездочкой отмечены регионы, которые имеют просроченную или неурегулированную задолженность по долговым обязательствам.
Как видим, вся таблица в «звездочках» и «подчеркиваниях»! Из 89 субъектов РФ у57 на 1 января 2005 года есть просроченная (неурегулированная) задолженность. У многих она просто громадная (Орловская обл. — 3,2 млрд рублей, Оренбургская обл. —3,0 млрд и Камчатская обл. —918 млн рублей). У некоторых регионов задолженность«копеечная» (Тверская обл.— 2 тыс. рублей, Брянская —39 тыс., Алтайский край —29 тыс. рублей). Но наличие любых, даже незначительных, неурегулированных долгов говорит о низком уровне финансовой дисциплины.
Что же касается долгов как таковых, то они есть во всех89 субъектах России. В Республике Тыва они вообще в 2 раза превышают местный бюджет (!). Даже у благополучной Москвы доля долгов составляет 27,7% доходов городского бюджета.
Анализируя публикуемую сегодня таблицу, становится понятнее позиция ряда региональных начальников: кто, образно говоря, «в рот глядит» центру, а кто слегка и огрызнуться может. По этой таблице можно судить, дутый авторитет у местного руководства или реальный.
Если сравнивать приведенные цифры с аналогичными прошлогодними, то выявляется и другая особенность. Как было год и два назад у нас19 регионов, которые живут без дотаций из центра, так столько же их и сегодня. Число регионов-доноров осталось на уровне 70. Конечно, хорошо, что количество дотационных территорий не растет. Но с другой стороны —оно и не снижается.
Приведенные в таблице цифры говорят, естественно, правду. Но не всю правду до конца. Главное, не только размер долга и дотаций из центра, но и насколько эффективно эти средства используются. А это уже тема отдельного разговора.
На 1 января 2005 г. |
Отношение объема долга субъекта РФ к объему доходов его бюджета* |
Доля трансфертов из ФФПР в собственных доходах бюджета субъекта РФ**, % |
Центральный ФО | ||
Белгородская обл.* |
0,235 |
6,8 |
Брянская обл.* |
0,212 |
48,5 |
Владимирская обл.* |
0,107 |
23,4 |
Воронежская обл. |
0,253 |
25,2 |
Ивановская обл.* |
0,208 |
50,0 |
Калужская обл. |
0,163 |
24,4 |
Костромская обл.* |
0,678 |
28,0 |
Курская обл.* |
0,103 |
14,8 |
Липецкая обл. |
0,017 |
|
Московская обл.* |
0,401 |
4,3 |
Орловская обл.* |
1,097 |
21,4 |
Рязанская обл. |
0,157 |
22,6 |
Смоленская обл.* |
0,190 |
17,5 |
Тамбовская обл.* |
0,242 |
32,8 |
Тверская обл.* |
0,275 |
20,0 |
Тульская обл.* |
0,269 |
12,8 |
Ярославская обл.* |
0,639 |
|
г. Москва* |
0,277 |
|
Северо-Западный ФО | ||
Респ. Карелия* |
0,339 |
14,9 |
Респ. Коми |
0,198 |
|
Архангельская обл.* |
0,310 |
30,1 |
Вологодская обл. |
0,081 |
|
Калининградская обл. |
0,231 |
14,1 |
Ленинградская обл.* |
0,262 |
|
Мурманская обл. |
0,242 |
7,7 |
Новгородская обл.* |
0,570 |
19,3 |
Псковская обл.* |
0,665 |
44,8 |
г. Санкт-Петербург* |
0,123 |
|
Ненецкий АО |
0,010 |
|
Южный ФО | ||
Респ. Адыгея* |
0,337 |
58,1 |
Респ. Дагестан |
0,304 |
81,3 |
Респ. Ингушетия |
0,406 |
88,3 |
Кабардино-Балкарская Р.* |
1,398 |
73,4 |
Респ. Калмыкия* |
0,099 |
30,1 |
Карачаево-Черкесская Р. |
0,451 |
62,5 |
Р. Сев. Осетия — Алания* |
0,951 |
59,2 |
Чеченская Респ. |
0,021 |
79,4 |
Краснодарский край |
0,097 |
15,1 |
Ставропольский край |
0,064 |
27,0 |
Астраханская обл. |
0,215 |
9,3 |
Волгоградская обл.* |
0,399 |
12,8 |
Ростовская обл. |
0,081 |
23,9 |
Приволжский ФО | ||
Респ. Башкортостан* |
0,086 |
|
Респ. Марий Эл |
0,208 |
47,5 |
Респ. Мордовия* |
0,113 |
12,9 |
Респ. Татарстан* |
0,130 |
|
Удмуртская Респ.* |
0,276 |
|
Чувашская Респ.* |
0,371 |
37,8 |
Кировская обл.* |
0,073 |
27,6 |
Нижегородская обл.* |
0,405 |
4,0 |
Оренбургская обл.* |
0,141 |
|
Пензенская обл.* |
0,286 |
38,3 |
Пермская обл. |
0,032 |
|
Самарская обл.* |
0,195 |
|
Саратовская обл.* |
0,135 |
17,9 |
Ульяновская обл.* |
0,637 |
29,3 |
Коми-Пермяцкий АО |
0,107 |
79,8 |
Уральский ФО | ||
Курганская обл.* |
0,384 |
52,3 |
Свердловская обл.* |
0,050 |
0,1 |
Тюменская обл.* |
0,106 |
|
Челябинская обл.* |
0,026 2,9 |
|
Ханты-Мансийский АО |
0,042 |
|
Ямало-Ненецкий АО |
0,059 |
|
Сибирский ФО | ||
Респ. Алтай |
0,362 |
72,7 |
Респ. Бурятия* |
0,396 |
55,0 |
Респ. Тыва* |
2,017 |
88,8 |
Респ. Хакасия |
0,066 |
24,5 |
Алтайский край* |
0,573 |
60,8 |
Красноярский край* |
0,291 |
|
Иркутская обл. |
0,222 |
7,9 |
Кемеровская обл. |
0,243 |
6,5 |
Новосибирская обл.* |
0,952 |
22,2 |
Омская обл.* |
0,125 |
11,7 |
Томская обл. |
0,340 |
9,9 |
Читинская обл. |
0,108 |
51,7 |
Агинский Бурятский АО |
0,009 |
24,9 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО* |
0,025 |
34,6 |
Усть-Ордынский Бурятский АО |
0,411 |
84,5 |
Эвенкийский АО* |
0,029 |
13,2 |
Дальневосточный ФО | ||
Респ. Саха (Якутия) |
0,531 |
27,2 |
Приморский край* |
0,094 |
31,0 |
Хабаровский край* |
0,467 |
22,0 |
Амурская обл.* |
0,188 |
46,1 |
Камчатская обл.* |
1,455 |
56,2 |
Магаданская обл.* |
1,298 |
67,4 |
Сахалинская обл.* |
0,186 |
17,7 |
Еврейская авт. обл.* |
0,164 |
67,4 |
Корякский АО |
1,223 |
60,5 |
Чукотский АО* |
0,470 |
16,3 |