В этом году положения Послания Президента Федеральному Собранию отрабатываются особенно тщательно. Дошел черед и до пункта о необходимости стимулирования привлечения капиталов, накопленных гражданами, в национальную экономику. О том, как его реализовать, размышляли участники «круглого стола», прошедшего на днях в Госдуме.
При существующем сегодня уровне доверия (а точнее, недоверия) к власти сама идея, что найдутся те, кто рискнет своими деньгами и задекларирует их, выглядит несколько фантастической. Но выполнять волю Президента надо — и вот уже идет обсуждение, каким должен быть самый либеральный из законов — о налоговой амнистии (во многих странах рассматриваемый процесс называется именно так).
Понятно, что закон постараются быстренько подготовить и принять. Но заработает ли он, во многом зависит от того, какими подходами будут руководствоваться разработчики.
В Минфине, например, технологию декларирования средств в упрощенном порядке представляют так: физическое лицо вносит средства на счет в банке, заполняет специальную декларацию в двух экземплярах, перечисляет с этого счета13% в бюджет. После получения от банка подтверждения о перечислении соответствующих сумм второй экземпляр декларации с отметкой налогового органа возвращается гражданину, ион может распоряжаться средствами на счете в банке любым законным способом.
Найдутся ли желающие «показать» свои средства на таких условиях или с надеждой на возвращение денег в экономику можно проститься? Скорее второе. Порядок не очень-то похож на упрощенный, нет никаких гарантий того, что на следующий день соответствующая база данных не появится в свободной продаже, а главное— преследуется исключительно фискальный интерес.
С этой точки зрения приоритеты, которые предлагает рабочая группа Госдумы по разработке законопроекта, более логичны. Независимо от того, находятся ли деньги за рубежом или у нас в стране, нужно решить проблему обеспечения гарантий декларирующим свои средства (что впоследствии они не подвергнутся преследованиям, а их деньги не будут изъяты в пользу государства). Следовательно, в законе необходимо четко прописать всю последовательность действий граждан по внесению средств, зафиксировать безусловное уничтожение документов, которые позволяют отследить цепочку вложения этих денег, и ввести уголовную ответственность за не уничтожение такой информации.
Налицо два диаметрально противоположных подхода: то ли всю информацию проверить и учесть, то ли уничтожить. В принципе за деньгами действительно может стоять преступление. Значит, цепочки отслеживать все-таки нужно. Другое дело, что после этого соответствующие документы должны игнорироваться. И здесь мы опять возвращаемся к проблеме доверия. Хотя уничтожение документов тоже не дает гарантий: копировальная техника есть везде. Так что нет стопроцентной уверенности в том, что граждане понесут деньги в банки.
Кстати, не совсем понятен упор именно на декларировании средств физическими лицами. С точки зрения пользы для экономики, повышения уровня доверия бизнеса к власти было бы верно распространить идею Президента и на организации. Наивно полагать, что все теневые средства находятся в руках граждан. Юридическим лицам тоже (и, может быть, даже в большей степени) нужна возможность избавиться от «скелетов в шкафу».
И еще. Давайте вернемся к тому, для чего нужно стимулировать приход капиталов. По Президенту, «эти деньги должны работать на нашу экономику». Следовательно, речь идет об инвестициях. Предложи компаниям вариант, что они могут осуществить капиталовложения из неучтенных средств, заплатив 3—4% налога, и желающие появятся(амнистия в этом случае будет не только на бумаге).Пока же больше прослеживается стремление государства получить свои 13%,а никак не озабоченность тем, куда пойдут средства, вытащенные из офшоров и из-под матрасов. Ясно, что в тех банках, на счета которых они будут зачислены для декларирования, их не оставят— ну просто нет у нашего государства такого кредита доверия. Значит, главное — чтобы у людей была возможность выгодно вкладывать свои средства (и не только миллионы). А с этим пока проблемы.
Амнистия от Минфина
✔ Декларирование доходов в упрощенном порядке должно носить разовый характер, а не проводиться, к примеру, каждые 10 лет.
✔ Период, в течение которого могут быть задекларированы средства, равен полугоду. С учетом того, что нужно принять закон и провести разъяснительную работу, амнистия может быть проведена с 1 января по 1 июля 2006 г.
✔ В упрощенном порядке декларируются доходы, полученные гражданами до 1 января 2005 г. Весь 2005 год не рассматривается, чтобы не спровоцировать граждан укрыть средства от налогообложения, а затем задекларировать их в упрощенном порядке.
✔ Лица, задекларировавшие свои средства, освобождаются от налоговой ответственности, в том числе от административной и уголовной ответственности, но только по налоговым составам (то есть должны быть четко определены статьи, которые не будут применяться). Кроме того, должны применяться нормы Закона «О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
✔ При декларировании средств будет уплачиваться не подоходный налог, а специальный разовый сбор, который носит налоговый характер. Поступления должны идти в федеральный бюджет.
✔ Ограничений по декларируемым суммам, а также по банкам, куда должны вноситься средства, не будет.