Ответом на вопрос, что является целью предприятия, обычно озадачены его руководители и консалтинговые компании, которые и помогают правильно ее выработать и сформулировать. Но теперь интерес к цели предприятия проявляют планово-экономические службы, специалисты в области управленческого учета и контроллинга —контроллеры, как они сами себя называют.
Обычно цель определяют как желаемое будущее, достичь которого и пытается компания. Осознание цели всеми сотрудниками вносит некоторую упорядоченность в производственную деятельность, позволяет определить ее стандарты. Вот и контроллеры пытаются понять это «желаемое будущее», так как их прямая задача —отслеживать достижение поставленной цели.
По их мнению, владельцы бизнеса могут ее определить, ответив на вопрос: «Зачем мы инвестируем свои деньги в предприятие?» Варианты ответов могут быть различными. Например, чтобы получать дивиденды, или моральное удовлетворение, или повышение ценности предприятия и т. п.
Ответом может быть —делать товары, выполнять работы и оказывать услуги, которые востребованы рынком. А вознаграждением за это будет прибыль. Увеличение этого вознаграждения зависит от масштабов деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены потенциалом рынка и эффективностью деятельности компании.
Но рыночные отношения предполагают не получение вознаграждения, а именно извлечение прибыли от деятельности каждой компании. А если задаться целью только делать все эти товары, работы и услуги, потом еще и еще... Что получается в итоге? Цель достигнута. Вознаграждение ведь бывает и моральное, не обязательно материальное.
Прибыль, казалось бы, более правильная цель, но мелкая, скорее не стратегическая, а тактическая. Например, инвестора больше должна интересовать не сама прибыль, а рентабельность инвестиций (ROI) и экономическая добавленная стоимость(EVA), которая, в свою очередь, объясняет многие экономические явления, обусловленные интересами стратегических инвесторов.
Но как объяснить такое явление: предприятие не намерено снижать издержки на приобретение ТМЦ и ориентировано на снижение отпускной цены на собственную продукцию, причем оба процесса инициированы собственниками?
Причем можно с уверенностью утверждать, что это соответствует целям стратегических инвесторов (совладельцев), но противоречит финансовым инвесторам (миноритарным акционерам), то есть рентабельность инвестиций для одних падает, но для других растет экономическая добавленная стоимость.
Это широко распространено в практике как российского, так и международного бизнеса — все зависит лишь от масштабов: для мелкого собственника (или локального управляющего) основной целью является прибыль, для транснационального концерна — EVA, а для тех, кто посередине, — ROI.
Однако и на этот тезис имеются возражения. Все эти коэффициенты — ROI,EVA и т. д. — играют второстепенную роль после суммы прибыли как таковой либо суммы стоимости. Они имеют смысл лишь при прочих равных условиях. Можно иметь очень низкую рентабельность, но большую прибыль, на чем держатся практически вся розница и большой опт. Там маржа может быть буквально несколько процентов, зато объем прибыли в миллионах. И только при сравнимых абсолютных объемах прибыли можно сравнивать между собой предприятия по разному уровню рентабельности.
Если основная цель владельцев — получить дивиденды, то целью предприятия будет получение максимальной прибыли, причем все предложения менеджмента по развитию товаров, работ, услуг, требующие вложения значительных средств в это развитие, будут отвергаться с мотивировкой: зачем тратиться на развитие выпускаемой продукции, если эти средства можно получить в виде дивидендов. Такая позиция ориентирует предприятие на получение максимальной прибыли здесь и сейчас и не стимулирует компанию к осуществлению каких-либо качественных изменений в бизнесе (совершенствованию технологии производства и управления, разработки новых видов продукции, изучению и удовлетворению потребностей клиентов и т. п.).
Если у владельцев имеется представление о том, каким должно быть их предприятие в будущем (так называемое стратегическое видение), то целью деятельности предприятия будет реализация этого стратегического видения.
Вот здесь уже можно говорить о финансовых источниках, необходимых для реализации этого видения, а прибыль предприятия и является одним из основных финансовых источников, и, следовательно, для реализации стратегического видения необходима определенная экономическая эффективность деятельности, в результате которой и генерировались бы средства для дальнейшего развития компании.
Прибыль — это всегда показатель экономического результата деятельности предприятия. Но чтобы получить ее, нужно произвести и продать продукт, который будет востребован рынком.
Поэтому производить товары — главная цель, а полученная при этом прибыль— показатель эффективности производства и управления, а также качества произведенных товаров по сравнению с продукцией конкурентов. Производство должно быть экономически эффективно, то есть создавать добавленную стоимость. Но, чтобы ее получить, сначала нужно создать ценность, имеющую какую-то стоимость для потребителей.
Цель — это планируемый результат. Для его достижения необходимо задействовать определенные ресурсы(человеческие, временные, финансовые). Экономический эффект (прибыль) —это разность в денежном выражении от финансовых оценок результата и затраченных ресурсов для его получения. Полученная прибыль всегда является внутренним ресурсом для достижения других целей. С другой стороны, осуществление деятельности с определенной рентабельностью (прибыльности) является критерием экономической эффективности этой деятельности.
Прибыль (деньги, стоимость и т. д.), конечно, важна. Но что-то есть еще, что за нею стоит, та самая миссия, философия, отношение к жизни. Как эти деньги зарабатывать, каким способом, с каким настроением и, главное, куда их потом девать?
Вот на что прибыль будет потрачена и во что вложена, это и есть настоящая цель компании.
Народная мудрость учит: если за деньгами бегать, то они почему-то тоже от тебя убегают, а если заниматься интересным делом, то они сами к тебе приходят.