Недобрая весть для производителей и продавцов потребительских товаров: в минувшем квартале впервые с II квартала 2011 г. потребительские ожидания россиян снизились. Виной тому прежде всего усиление ожиданий ухудшения ситуации в экономике в ближней перспективе.
По данным выборочного обследования Росстатом потребительских ожиданий населения, индекс потребительской уверенности в минувшем квартале по сравнению с II кварталом снизился на 2 п.п. — до –6%.
На это снижение наиболее существенно повлияло падение на 6 п.п. индекса ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу — с 4% в II квартале до –2%.
Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 20% опрошенных против 25% кварталом ранее. Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, увеличилась с 17 — до 22%.
Индекс произошедших изменений в экономике России понизился по сравнению с II кварталом на 2 п.п. до –3%.
Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, не изменилась — 21%, доля отрицательных оценок увеличилась с 21 до 25%, 53% респондентов считают, что экономическая ситуация в России по сравнению с II кварталом не изменилась, что меньше на 3 п.п.
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с II кварталом снизился на 2 п.п. — до –3%.
Доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение следующих 12 месяцев улучшится, уменьшилась на 1 п.п. и составила 13%, что ухудшится — 17% против 14% в II квартале.
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 1 п.п. и составил –5%.
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении, в течение года снизилась на 1 п.п. — до 16%. Удельный вес считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 25% с 22%.
Однако индекс благоприятности условий для крупных покупок улучшился на 1 п.п. и составил –17%. Индекс благоприятности условий для сбережений остался без изменений: –33%.
Снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с II кварталом наблюдалось у лиц среднего возраста на 2 п.п. и у лиц старшего возраста — на 4 п.п. У молодежи (от 16 до 29 лет) этот показатель остался на прежнем уровне — 1%.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России по сравнению с предыдущим кварталом снизился по всем возрастным группам: у молодежи с 8 до 6%, у лиц среднего возраста с 4 до –2% и у лиц старшей возрастной группы — с 1 до –8%.
Вообще-то огорчить эти данные должны не только производителей потребительских товаров и торговлю — потребительский спрос стал локомотивом поддержания роста всей экономики.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*
|
Май 2012 г. |
Август 2012 г. |
|
Май 2012 г. |
Август 2012 г. |
Россия |
–4 |
–6 |
Литва |
–19,5 |
–19,4 |
Австрия |
–2,8 |
–10,8 |
Люксембург |
–6,0 |
–8,4 |
Бельгия |
–10,1 |
–15,3 |
Нидерланды |
–23,3 |
–18,1 |
Болгария |
–42,5 |
–43,3 |
Польша |
–28,8 |
–29,1 |
Великобритания |
–21,8 |
–18,7 |
Португалия |
–52,1 |
–51,7 |
Венгрия |
–51,9 |
–48,2 |
Румыния |
–29,4 |
–37,4 |
Германия |
0,4 |
–8,8 |
Словакия |
–23,3 |
–27,3 |
Греция |
–75,8 |
–65,2 |
Словения |
–31,9 |
–35,4 |
Дания |
6,9 |
7,8 |
Финляндия |
10,6 |
1,5 |
Испания |
–33,2 |
–39,7 |
Франция |
–16,0 |
–25,5 |
Италия |
–38,6 |
–38,0 |
Чехия |
–30,0 |
–26,9 |
Кипр |
–42,8 |
–53,9 |
Швеция |
11,4 |
10,3 |
Латвия |
–19,8 |
–12,7 |
Эстония |
–8,1 |
–9,2 |
* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.
Источник: Росстат