Объем российского интернет-рынка вкупе с зависимыми рынками в прошлом году составил 2,52 трлн руб., что сравнимо с 4,62% ВВП России. Об этом говорится в исследовании «Экономика Рунета 2011—2012», проведенном Российской ассоциацией электронных коммуникаций и Высшей школой экономики.
Авторы исследования акцентировали внимание на 11 наиболее активно развивающихся рынках Рунета — по прогнозам, их объем в текущем году должен увеличиться на 30% до 720 млрд руб., замедлив свой рост на 3 п.п. по сравнению с прошлым годом.
Крупнейшим рынком останется онлайн-ретейл, чей объем увеличится до 393 млрд руб. — рост на 27%. По мнению экспертов, особенность российского рынка онлайн-ретейла заключается в отсутствии крупных игроков, занимающих значительную долю рынка. На долю лидера, которым является интернет-магазин Ozon, приходится около 2—3% рынка.
Вторым по величине рынком в Рунете являются электронные платежи. Данный сегмент в 2012 г. покажет рост на 34% — до 220 млрд руб. Как считают эксперты, рост этого рынка обусловлен стремлением государства минимизировать долю наличных денег в расчетах ростом информированности населения об электронных платежах, приходом данных технологий в офлайн.
Самым быстрорастущим рынком в Рунете в 2012 г., по прогнозу экспертов, станет видеореклама. Объем этого рынка вырастет на 59% — до 1,27 млрд руб.
Активный рост покажет и рынок SMM-услуг (маркетинг в социальных сетях) — рост на 40% до 4,17 млрд руб. Сегмент SaaS-услуг (программное обеспечение как услуга) сохранит темпы прироста в 46%, а объем этого рынка достигнет 2,76 млрд руб.
К слову, по оценке компании Google, направление SaaS является наиболее перспективным на российском рынке в связи с низким порогом входа на рынок. В целом, как считает Рики Дрори, директор по маркетингу Google в регионах Юго-Восточная Европа, Средний Восток и Африка, конкурентоспособность российских интернет-компаний и российских интернет-сервисов неуклонно растет — на сегодняшний день Россия входит в пятерку приоритетных рынков по версии Google.