Работодатель, руководствуясь результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, может самостоятельно установить повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такой вывод содержится в Разъяснении Минтруда России от 01.10.20121. С вопросами о том, чем вызвана необходимость Разъяснения и какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться работодателям, которые захотят проявить полезную для работников инициативу, мы обратились к Борису Чижову, заместителю начальника отдела Управления делами Роструда.
Чем вызвана необходимость разъяснений
Еще в 2008 г. Правительство РФ в соответствии с Трудовым кодексом издало постановление от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее — постановление № 870). В соответствии с этим документом работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест должны были быть установлены следующие компенсации:
- сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней;
- повышение оплаты труда — не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минздравсоцразвития России было поручено в шестимесячный срок после вступления этого документа в силу установить — в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений — названным категориям работников сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления таких компенсаций. Министерство это поручение выполнило: приказом от 22.03.2010 № 173н были утверждены размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда. Но в связи с тем, что этот приказ не преодолел этапа согласования в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Минюст России отказал в его регистрации. Названный приказ был отменен приказом Минздравсоцразвития России от 06.07.2010 № 499, и вопрос остался открытым.
В 2012 г. Минздравсоцразвития России было разделено на два министерства — Министерство труда и социальной защиты РФ и Министерство здравоохранения РФ. Вопрос о компенсациях перешел в ведение Минтруда России.
Размеры соответствующих компенсаций еще проходят процедуру согласования со сторонами социального партнерства. Поэтому у организаций возникают вопросы о том, чем необходимо руководствоваться при установлении компенсаций. Это и послужило причиной издания комментируемого Разъяснения Минтруда России. Суть этого Разъяснения в том, что работодателю нужно провести аттестацию рабочих мест2 и по ее результатам установить соответствующие компенсации, минимальные размеры которых не могут быть ниже, чем определено в постановлении № 870.
Чем руководствоваться
Итак, более высокий уровень компенсаций, чем того требует постановление № 870, работодатель устанавливает самостоятельно. При этом можно использовать положения, предусмотренные:
- Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22);
- Инструкцией о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утверждена постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20);
- Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (утверждено постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78);
- иными нормативными правовыми актами, устанавливающими размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК РФ.
Оформлять применение компенсаций следует при разработке коллективного договора и в процессе заключения трудовых договоров с работниками.
Что касается повышенной оплаты труда за работу во вредных условиях, до принятия нормативного правового акта, определяющего минимальные размеры и условия такого повышения, используйте постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.86 № 1115 и принятое в соответствии с ним постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78. Действует и постановление Госкомтруда СССР № 460, Секретариата ВЦСПС № 26-60 от 03.11.86, им утвержден Перечень грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда.
Важно: в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются (ст. 219 ТК РФ).
1 Информация Минтруда России от 01.10.2012 «Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870».
2 Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».