С рублем далеко не уедешь. Эту нехитрую истину россияне проверяют каждый раз на собственном опыте, едва они пересекают границы Отечества. Впрочем, в некоторых странах бывшего Союза по-прежнему рады нашим денежным знакам, поскольку местная валюта ценится еще меньше. Так что слова классика о том, что скоро за рубль будут давать по морде, пока не сбываются.
На самом деле оказывается, что рубль сильно недооценен по отношению к доллару и вместо 28 рублей за него нужно давать 13,7.Такой вывод можно сделать из последнего исследования журнала «The Economist», опубликованного в июне. Для сопоставления ценности валют британские исследователи используют паритет покупательной способности (ППС) на основе сравнения стоимостей Биг-Мака в 80 странах мира. Главная идея этого метода такова: одинаковые товары должны стоить в разных странах одинаково.
Наряду со здравыми доводами у «гамбургерономики» есть и недостатки. Так, индекс не учитывает влияние налога с продаж или, скажем, стоимость аренды торговых площадей.
В последние годы исследование журнала «The Economist» стало не только модным, но и практически значимым. Расхождение между ППС валют, измеренной с помощью БигМака, позволяет как минимум выявить так называемые дешевые и дорогие страны. Исходя из представленной таблицы туристическим агентствам пора заняться разработкой бутербродных туров, например из Скандинавии в Санкт-Петербург. Ведь был же схожий по сути финский опыт в советские времена.
Впрочем, можно попытаться опровергнуть русскую пословицу, что хлеб за брюхом не ходит, и начать экспорт российских гамбургеров если не в Исландию (где норма прибыли теоретически была бы максимальной, но туда далековато везти), а хотя бы в страны еврозоны или в соседнюю Грузию. Поскольку раз в три года международные организации проводят исследования ППС, в основе которого лежит сравнение стоимостей более чем трех тысяч товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, интересно отследить расхождение этого показателя с индексом Биг-Мака. Выясняется, что несовпадения бывают, и весьма значительные.
Скажем, валюта Исландии в 2002 году согласно исследованию ППС, проведенному ОЭСР и Статслужбой Евросоюза, была переоценена по отношению к доллару всего на 5%, а индекс Биг-Мака двумя годами позже заметно превышает отметку 100%. Несколько меньше амплитуда у Норвегии: +19 и+98% соответственно.
Как говорится, в пределах погрешности счета (разница всего 10%) находятся показатели Канады: –24 и –14%.А вот ППС рубля в 2002году показывал его недооценку относительно доллара на 70%. За прошедшие два года российская валюта основательно укрепилась, и нынешний индекс Биг-Мака (–52%), пожалуй, недалек от истины.
Можно предъявлять претензии к точности индекса Биг-Мака, но тенденцию —недооценена или же переоценена национальная валюта — он почти всегда указывает верно.
Так что индекс Биг-Мака из-за своей простоты можно назвать идеальным длявычисления ППС национальных валют.
Наша справка
Британский журнал«The Economist» в 1986 году попытался выявить истинное соотношение валют с помощью отдельно взятого товара. В качестве базы сравнения была взята стоимость Биг-Мака в разных странах. Полушутливое исследование оказалось весьма популярным, идея прижилась и даже получила, можно сказать, научное обоснование.