Законодатели намерены поднять планку достаточности капитала (Н1), при которой ставится вопрос об отзыве лицензии у банков — с 2 до 10%. Такое предложение уже прошло первое чтение в Госдуме. Однако сейчас ставится вопрос о необходимости его корректировки. Почему?
Банкиры оценили свои возможности по наращиванию капитала и поняли, что вписаться в норматив удастся далеко не всем. Период экстенсивного роста показателей банковской системы, считают в ЦБ, скоро может завершиться. Так, показатель Н1снизился с 19 до 16%, и это значит, что темпы роста объема кредитного портфеля превышают темпы роста капитала банков. Недостаточность капитала в скором времени может стать тормозом в развитии кредитования.
Наращивание капитала для кредитных организаций настолько проблематично, что Банк России предложил компромиссный вариант корректировки принятых Госдумой в первом чтении поправок в законы о банковской деятельности и о банкротстве. Сейчас предлагают этот барьер для отзыва лицензий установить на уровне 5—6%(в Евросоюзе — 8%), а меры надзорного реагирования применять при значении показателя Н1 — 10 или 11%.
Среди способов повышения капитализации первый зампред ЦБ Андрей Козлов отметил: заимствование денег у государства, накопление прибыли (оно и служит пока основным источником роста капитала российских банков), иностранные инвестиции, средства акционеров и IPO. По его мнению, первичное публичное размещение ценных бумаг может в ближайшие 1,5—2 года стать реальным источником повышения капитализации банков. Нужно несколько успешных сделок, после чего может начаться массовая волна размещений.
Пока банковские акции — не частые гости на фондовом рынке. Среди голубых фишек — только ценные бумаги Сбербанка. Полтора года назад мысли об IPO озвучили в МДМ-Банке (20% акций), Росбанке (10—25% акций). Недавно о планах проведения IPO на 10—20% акций на российском и зарубежном рынках высказалось и руководство Внешторгбанка. Однако от намерений до их реализации дистанция немалая.
Как же сами банкиры оценивают возможности увеличения капитала за счет IPO? Этот вопрос для «ЭЖ» прокомментировал президент АРБ Гарегин Тосунян.
К сожалению, отметил он, есть и субъективные, и объективные причины, которые тормозят проведение банками IPO. Инвесторы у нас воспитаны не в духе миноритарных инвестиций с небольшой долей в общем капитале. Они в такие инвестиции не очень верят. Поэтому много средств находится в чулках либо в офшорах, но не в инвестициях, в частности в банковскую сферу. Кроме того, процедура инвестирования в банковский капитал чрезвычайно усложнена. Такое ощущение, что мы не понимаем значимости, приоритетности вовлечения средств людей из разных источников по сравнению с тем, чтобы бороться со всякого рода отмыванием, полутенями.
Поэтому, с нашей точки зрения, надо сегодня максимально упростить процедуру инвестиций, и в том числе, может быть, в первую очередь в банковский капитал. А у нас принимаются в некоторых случаях нормативные документы, требующие от людей такую биографию, что они говорят:«Нет, спасибо, я лучше пойду вложусь в какой-нибудь троллейбусный парк, там проще, никто не спрашивает, откуда, что и зачем».
Предпринимает ли что-нибудь Центральный банк? На словах — да, на практике именно некоторые его нормативные документы вызывают вопросы. Здесь нужно не просто декларировать, что IPO — одно из перспективных направлений, а принятием нормативных документов стимулировать выход банков на IPO. В этом отношении ассоциации, банковскому сообществу нужно очень тщательно поработать…
Собственные средства (капитал) кредитных организаций выросли в январе — мае 2005 г. на 12% — до 1059,8 млрд руб., а за тот же период 2004 г. — на 7,4%. При этом количество КО с капиталом свыше 5 млн евро за 5 месяцев увеличилось на 57 и составило 43,4 % от числа действующих (на начало года — 38,6%). За это же время количество действующих в России КО сократилось с 1299 до 1285.