Не поверите, но бывает и такое. Одна моя знакомая, потратив безумное количество времени и нервных клеток в поисках достойного места работы, наконец нашла солидное «пристанище» с неплохой оплатой труда. Все, казалось бы, нормализовалось, самое время было свободно вздохнуть и начать трудиться во благо компании и личных интересов.
Однако по прошествии четырех недель новоиспеченного сотрудника вызвали в отдел кадров и вежливо, без каких-либо вразумительных объяснений попросили написать заявление об уходе. Так, мол, приказал директор, вернувшийся из отпуска. Когда же все формальности были соблюдены, документы подписаны, канцелярия сдана и оставалось только громко хлопнуть дверью, ехидно бормоча: «Это не я потеряла, а вы…», наступил-таки «час икс». Словно под угрозой смертной казни, озираясь по сторонам, менеджер по персоналу разъяснил ситуацию: «Уж не взыщите, вы нам приглянулись, но есть у шефа одна странность: не любит он полных женщин…»
Впечатляет, не правда ли? Сказать, что женщина пережила шок и почувствовала себя просто униженной и оскорбленной, — значит ничего не сказать. А ведь подобные неприятные, мягко говоря, ситуации в отношениях руководитель — подчиненный встречаются сплошь и рядом. По словам исполнительного директора Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) В. Оськина, ежегодно в России переходят с одного места работы на другое от 12 до 14 миллионов человек. И каждый из них сталкивается с похожими проблемами. Это и психологические испытания при собеседованиях, и заведомый обман в размерах заработной платы (или не увеличение таковой после испытательного срока), и привыкание к новому коллективу с уже установленными корпоративными правилами, и многое-многое другое. Что интересно, пострадать во взаимоотношениях с сотрудником может и сама компания. К примеру, первый окажется не таким специалистом высокого класса, каким представлялся, или же будет наводить смуту в коллективе, настраивать коллег против руководства, постоянно опаздывать, не соблюдать определенные правила. Перечислять можно до бесконечности. Но, к сожалению, знание проблемы не облегчает ее решения. А выход какой-то искать необходимо. Ведь корень зла, по сути, находится в отсутствии у людей элементарной культуры делового общения, что является неотъемлемой составляющей в управлении бизнесом. В России на эту проблему обратили серьезное внимание в Торгово-промышленной палате РФ, где уже пять лет работает Национальный фонд «Российская деловая культура», созданный специально для реализации одноименной программы. Поэтому недавно они провели «круглый стол» «Этика в кадровом менеджменте», организованный Комитетом по деловой этике ТПП. Ведущей темой заседания стало утверждение, что в скором будущем этика будет делить компании на «живые» и «мертвые». И уже сегодня зафиксированы случаи, когда успешные крупные фирмы просто разоряются из–за неправильного обращения с сотрудниками. Возникают судебные разбирательства, утечка ценной информации к конкурентам (опять же через обиженного работника), начинается загнивание коллектива изнутри. Все это и приводит к медленной, но верной смерти предприятия. Возможно, на данный момент такая проблема звучит наигранно-пафосной и не производит впечатления актуальной. Однако прецеденты уже имеются, и с каждым годом их число будет расти.
Уже сегодня в стране начинается «эмоциональная революция», в которой все будет решать только человеческий фактор. Хотя вопросы, касающиеся культуры, волновали россиян издавна. К примеру, еще в 1912 году тогдашние предприниматели приняли своеобразный кодекс под названием «Семь принципов ведения дел в России», заканчивался который фразой, что «никакая поставленная перед собой цель не может затмить моральные ценности».
Правда, изрекать красиво и поступать так же — совсем не одно и то же. Но будем надеяться, что теперь у нас все получится и наши дети смогут с гордостью утверждать, что живут они в развитой, цивилизованной стране, где принимают на работу не по размеру одежки, а по уму.