«…Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя». Казалось бы, глупая песенка из смешного мультика. Но если задуматься, то не так уж была не права Шапокляк, постоянно ее напевающая.
Представьте, что ваше предприятие решило оказать благотворительную помощь некоммерческой организации, детскому дому, например. Вы загрузили в машину технику, игрушки, продукты, одежду, подъехали к воротам и вместо: «Ура! Подарки привезли!» слышите: «…А для нас это дорого, мы все не примем»… И совсем не от врожденной скромности и застенчивости прозвучит эта фраза из уст директора, принимающего дары, а по причине отсутствия лишних денег в кассе. Не удивляйтесь, за получаемое добро тоже надо платить. И немало.
Одна из главных проблем «принимающих помощь»связана с бухгалтерским и налоговым учетом. Дело в том, что все, полученное некоммерческими организациями в дар, должно учитываться по рыночным ценам. При этом рыночная цена передаваемого имущества определяется не на глазок, а по соответствующим справкам, что такой-то товар или услуга на данный момент в данном регионе оценивается во столько-то (спасибо знаменитой 40-й статье Налогового кодекса). Кроме этого, дарополучатель должен доказать, что полученная помощь доходом для него не является (что не так уж легко: выполненные работы и оказанные для некоммерческой организации услуги всегда (!) считаются доходом). В противном случае ему будет необходимо заплатить налог на прибыль в 24%.
Ничуть не дешевле обходится благотворительность и для физических лиц. Если полученные подарки на сумму до двух тысяч рублей в год налогами не облагаются, то любая материальная помощь в денежной форме не освобождена от них.
Но даже освобожденные от налогов виды помощи требуют очень сложного оформления и соблюдения при этом массы условий. Поэтому получатель и передающая сторона должны уметь составлять грамотные договоры. Важно понимать, что если компания считает переданные средства спонсорским взносом и включает их в свои затраты как расход на рекламу, то у некоммерческой организации эта помощь будет выручкой от оказания рекламных услуг, что повлечет за собой значительные денежные растраты.
Безусловно, одними взаимовыгодными договорами между дарополучателем и спонсорами проблему не решить. Необходимо вмешательство государства и изменение законов о налогообложении благотворительной деятельности в целом. Причем в большей степени это нужно для получателей. Иначе в скором будущем словосочетание «делать добро» будет ассоциироваться с фразой «отнять последнее».
…Вы все еще готовы помочь малоимущим и нуждающимся? Поинтересуйтесь — в состоянии ли они принять ваш дар…