На июль и август, как известно, приходится разгар туристического сезона, пик отпусков. Огромное количество отдыхающих заполняют вокзалы и аэропорты в надежде за долгожданный отпуск получить полноценный и качественный отдых. У кого-то он получается именно таким, но довольно часто туристы встречаются с непредвиденными трудностями. Как их избежать и что предпринимает наше правительство для развития отечественной туриндустрии? На эти вопросы попытался ответить руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский.
Большинство россиян, имеющих достаточные средства, при выборе отдыха на морском побережье отдают предпочтение зарубежным странам. Главный аргумент здесь — небольшие расходы при высоком уровне обслуживания. Именно в этом вопросе побережье Краснодарского края традиционно уступало Турции и Египту. Для поднятия уровня туристического сервиса правительство еще в 2003 году издало приказ о прохождении всеми отелями страны балльной классификации в соответствии с европейскими стандартами. В этом году были подготовлены требования к малым гостиницам, которые наиболее активно строятся на Черноморском побережье России. Ставка на небольшие (до 50 номеров) новые отели оправдала себя, количество отдыхающих в этом сезоне уже возросло на четверть по сравнению с прошлым годом. Кроме того, заметно улучшилась и развлекательная инфраструктура черноморских пляжей. Бизнес активно вкладывает деньги в эту прибыльную сферу.
Что касается выездного туризма, то, по словам В.Стржалковского, рынок здесь сложился очень плотный, конкуренция между туроператорами максимальная и высоких прибылей давно нет. Выживают те фирмы, которые имеют давнюю незапятнанную репутацию и могут привлечь наибольшее количество туристов. Но, как и в любой другой потребительской сфере, каждый год на рынке появляются свои Остапы Бендеры. Их главная цель — различными обманными способами собрать деньги с туристов и скрыться. Закон в этом случае бессилен, и главное, чем должны руководствоваться собирающиеся на отдых люди, это безупречной репутацией выбираемой фирмы и ее достаточным сроком работы на рынке.
Традиционно Россия, имеющая огромное культурное наследие, принимала большой поток иностранных туристов, который в последние годы начал снижаться. Это проблема, которую пытается решить Федеральное агентство по туризму. По мнению В. Стржалковского, уровень развития въездного туризма зависит от трех основополагающих факторов: визового режима, рекламно-информационной деятельности и инфраструктурной составляющей. Если воздействие на первые два дает достаточно быструю отдачу, то состояние нашего автомобильного, железнодорожного и авиасообщения не внушает надежд иностранным туристами соответственно в ближайшей перспективе изменений здесь не предвидится.
Определенный оптимизм в этом вопросе внушает реализация принятого Закона об особых экономических зонах. Федеральное агентство по туризму готовит в него поправки, относящие к ОЭЗи туристско-рекреационные зоны. Налоговые и другие льготы позволят привлечь необходимые инвестиции для развития современной инфраструктуры отечественного туризма.
Въезд иностранных туристов в Россию в I квартале 2005 и 2004 гг. (тыс. чел.)
№ |
Страна |
2005 |
2004 |
1 |
Польша |
31,3 |
77,9 |
2 |
Германия |
25,3 |
21,6 |
3 |
Китай |
23,7 |
24,2 |
4 |
Латвия |
17,9 |
6,5 |
5 |
Франция |
14,8 |
14,8 |
6 |
Великобритания |
12,3 |
10,3 |
7 |
США |
12,2 |
13,0 |
8 |
Италия |
11,3 |
11,4 |
9 |
Финляндия |
11,2 |
12,0 |
10 |
Турция |
9,3 |
6,7 |
11 |
Эстония |
8,8 |
9,5 |
12 |
Литва |
7,1 |
4,5 |
13 |
Южная Корея |
4,9 |
4,2 |
14 |
Нидерланды |
4,1 |
2,6 |
15 |
Швеция |
3,9 |
4,3 |
16 |
Япония |
3,0 |
3,7 |
17 |
Испания |
3,3 |
3,3 |
18 |
Норвегия |
2,4 |
3,4 |
19 |
Израиль |
2,2 |
2,6 |
20 |
Швейцария |
2,2 |
2,4 |
21 |
Австрия |
1,9 |
1,6 |
22 |
Греция |
1,9 |
1,7 |
23 |
Бельгия |
1,7 |
1,5 |
24 |
Дания |
1,6 |
2,3 |
25 |
Чехия |
1,6 |
1,4 |
26 |
Канада |
1,2 |
1,1 |
Всего |
257,2 |
313,1 |
|
РСТ
Численность российских граждан, выехавших за границу в 2004 г. с целью туризма (человек)
№ |
Страна |
2004 |
2003 |
2002 |
1 |
Турция |
1445815 |
1038593 |
690098 |
2 |
Китай |
941032 |
687521 |
617130 |
3 |
Египет |
586375 |
368405 |
239712 |
4 |
Финляндия |
377067 |
327246 |
406236 |
5 |
Украина |
329946 |
841692 |
478560 |
6 |
Польша |
322030 |
422003 |
635451 |
7 |
Германия |
255954 |
278094 |
208977 |
8 |
Испания |
190891 |
168360 |
227870 |
9 |
ОАЭ |
175187 |
145796 |
172558 |
10 |
Италия |
156093 |
118981 |
149710 |
11 |
Франция |
138459 |
112149 |
87363 |
12 |
Чехия |
104783 |
51420 |
46484 |
13 |
Кипр |
104559 |
107290 |
139251 |
14 |
Греция |
100309 |
91404 |
89713 |
15 |
Болгария |
90949 |
73133 |
55485 |
16 |
Тунис |
87777 |
60130 |
22298 |
17 |
Таиланд |
80489 |
54803 |
40341 |
18 |
Великобритания |
66892 |
51551 |
38996 |
19 |
Хорватия |
50861 |
33493 |
44310 |
20 |
Австрия |
43829 |
28811 |
24170 |
21 |
Швейцария |
42352 |
44608 |
65684 |
22 |
Литва |
33131 |
35586 |
128887 |
23 |
Индия |
28342 |
12535 |
4231 |
24 |
Южная Корея |
24113 |
16463 |
16723 |
25 |
Израиль |
23641 |
26559 |
46469 |
26 |
Япония |
23041 |
17558 |
17170 |
27 |
Нидерланды |
22839 |
16348 |
16070 |
28 |
Швеция |
20612 |
14017 |
9623 |
29 |
Латвия |
19334 |
18963 |
25895 |
30 |
США |
19142 |
12860 |
12875 |
31 |
Дания |
17359 |
11909 |
12262 |
32 |
Венгрия |
17060 |
12772 |
10792 |
33 |
Сербия и Черногория |
16969 |
12880 |
18288 |
34 |
Мальта |
16333 |
14492 |
30541 |
35 |
Эстония |
16065 |
32981 |
6584 |
36 |
Норвегия |
14964 |
17064 |
13967 |
37 |
Мальдивы |
12914 |
2213 |
1276 |
Всего |
6557116 |
5678447 |
5051305 |
|
РСТ