Ключевым аспектом повестки дня состоявшегося в конце прошлой недели заседания правительства был доклад главы Минэкономразвития Германа Грефа «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 2005 года». Вернувшийся из отпуска премьер-министр Михаил Фрадков оценил их как «удовлетворительные». Между тем даже поверхностный анализ содержания доклада позволяет говорить о том, что оценка главы Кабинета министров, мягко выражаясь, завышена.
В самом начале доклада г-н Греф «порадовал» коллег и начальство замедлением темпов экономического роста, происходящих на фоне исключительно благоприятной мировой конъюнктуры для отечественного сырьевого экспорта, прежде всего энергоносителей. Учитывая подтвержденный самим же министром факт, что «основным ресурсом роста прибыли экономики остается добыча полезных ископаемых», в глаза бросается явная нестыковка.
Так, в июне 2005 года цена на российскую нефть марки Urals на мировом рынке составила 51,2 дол. за баррель, в целом же за первое полугодие — 45,5 дол. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 43,7%.При этом в первой половине текущего года экспорт нефти вырос всего на 0,5%, темпы же ее добычи — на 2,7% против 10,5% за тот же период 2004 года. То есть спрос на российскую нефть есть, а вот с предложением начинает возникать напряженность.
Сам глава Минэкономразвития объясняет это непомерным для отечественной «нефтянки» налоговым бременем, которое препятствует разведке и разработке новых месторождений, а также модернизации основных производственных фондов и призывает облегчить его до конца текущего года. Министр же финансов Алексей Кудрин считает, что нефтяники и так неплохо себя чувствуют (рентабельность в этой отрасли составляет 37%против 18% в среднем по промышленности и 8% в машиностроении), и опасается, что полученные подобным образом дополнительные доходы могут быть «вброшены» в экономику, что вызовет новый виток инфляции. В итоге сошлись на том, что резать курицу, несущую золотые яйца, все-таки не стоит, а конкретные предложения будут озвучены осенью.
Но ведь не нефтью же единой жив российский человек! Не может такого быть, чтобы на балансе такого огромного депо, как экономика Российской Федерации, числился только один локомотив! Есть, есть бронепоезд на запасном пути: «...одним из главных локомотивов роста в 2005 году продолжают оставаться оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Далее: «Наращивание физических объемов импорта товаров происходило за счет увеличения поставок из стран дальнего зарубежья, которые оказывали наибольшее давление на внутреннее производство».
Получается, что кроме экспорта нефти поступательное движение отечественной экономики обеспечивает еще и розничная торговля импортными мотоциклами, а также их ремонт. Сильно… При этом экспорт машин, оборудования и транспортных средств снизился на16,1%, а их доля в общем объеме экспорта уменьшилась с 8 до 4,9%.
Кстати, отнесение растущего потребительского спроса к разряду локомотивов как раз и свидетельствует об увеличении темпов роста инфляции, чего так опасаются власти предержащие.
Примечательно, что конкретных предложений о том, что именно следует предпринять для преодоления сложившейся ситуации, глава Минэкономразвития так и не озвучил, отделавшись общими фразами типа «исчерпанность прежних источников роста», а также «необходимость увеличения инновационной и инвестиционной компоненты». Конкретнее был премьер Михаил Фрадков, который дал добро на формирование Инвестиционного фонда, призванного, видимо, компенсировать общее падение инвестиционной активности. Правда, тут же оговорился, что последний необходимо сделать понятным и прозрачным, дабы исключить возможность коррупции и злоупотреблений. Тут же на память приходит почивший в бозе Госинкор, создававшийся во времена оные для решения аналогичных задач и аннулированный именно из-за махровой коррупции и воровства, процветавших под его вывеской.
Все мы когда-то учились в школе и прекрасно помним, что такое оценка «удовлетворительно». Это означает «плохо, но человека обижать не хочется». Видимо, оценка премьер-министром общей социально-экономической ситуации в стране, в том числе и работы своего подчиненного, объясняется хорошим после отпуска настроением…
P. S. Итоги полугодия — с.4.