Федеральная служба страхового надзора подвела итоги первого полугодия. Главная новость — резкое снижение сборов по страхованию жизни и соответственно его доли на рынке. Зная, что именно этот вид наиболее засорен налогосберегающими схемами, такое падение можно только приветствовать. «Жизнь» становится чище, а с нею и весь рынок.
По итогам первого полугодия 2005 года сборы по страхованию жизни составили 33,3 млрд рублей, а, собственно, во втором квартале — всего 8,2, что в два с половиной раза меньше показателя годичной давности. В результате доля этого вида страхования снизилась за шесть месяцев этого года до небывалых 12,7%. Еще совсем недавно обычным показателем было 40—45%, а были времена, когда на «жизнь» приходилось более60—70% рынка добровольных видов страхования. Чем же объяснить такие метаморфозы?
С одной стороны, сказалась планомерная работа надзора по расчистке рынка: в последние месяцы были отозваны лицензии у ряда «лидеров» по страхованию жизни, которые занимались практически только проведением налогосберегающих схем. Еще у нескольких компаний, входивших совсем недавно в число передовиков этой отрасли, действие лицензий приостановлено и есть большие сомнения, что им удастся вернуться на рынок.
С другой стороны, многие компании, не брезговавшие схемным бизнесом, резко сбавили обороты. В основном это те, для кого налогосберегающие схемы не являются важным источником поступлений. Они предпочитают не ставить на кон все и сворачивают побочный бизнес. Печальная участь коллег, злоупотреблявших схемами, неплохой для них стимул для ускорения процесса очищения. Другое дело, что быстро это сделать не удастся. В лучшем случае потребуется полгода, а то и год.
Тем не менее спрос на схемы со стороны клиентов сохраняется. Да и страховщики не стоят на месте: более широко, чем раньше, для этого стало использоваться страхование имущества, асам механизм становится изощреннее. Конечно, в этом случае возрастают «накладные расходы» и эффективность такого способа оптимизации налогообложения падает. А вот выловить его надзору уже значительно труднее. Впрочем, такая задача, видимо, пока еще не стоит в повестке дня: разобраться бы с «жизнью».
В страхнадзоре не без гордости констатируют, что рынок в целом и страхования жизни, в частности, стал существенно чище. Это так, но до кристальной чистоты еще далеко. Да и вряд ли она достижима: недавний скандал, связанный с лидером мирового страхового рынка — компанией AIG, показал, что и этот признанный «иконостас» оказался основательно замазан в схемном бизнесе. В общем, ничего святого.