То, что Россия — страна крепко пьющая, давно не новость. И что за последние 15 лет пить мы стали больше, неудивительно. Результаты исследования Фонда «Общественное мнение», оглашенные в первых числах августа, подтвердили эту горькую истину.
ФОМ, конечно, исследовал не масштабы разливанного российского пьянства. Тема куда шире — «Проблемы регионов». Но внимание цепляет именно то, на какое место наши сограждане поставили эту беду.
Так вот, 1500 респондентов из 100 населенных пунктов 44 областей и республик и отдельно 600 опрошенных москвичей поставили «алкоголизм» на... второе место среди важнейших региональных проблем! Попробуем разобраться, что происходит.
Итак, в июне 2004 г. среди региональных проблем лидировали: высокие цены на ЖКУ (46% от числа опрошенных), инфляция (39%), нехватка денег на продукты и товары (35%), дороговизна медуслуг и лекарств (33%), алкоголизм (28%).
В ноябре «алкоголизм», набрав еще 5% голосов, занял четвертую позицию. Если не июльский «замер», это можно бы было считать погрешностью в 3,6%. Но, увы...
За год алкогольная проблема выросла на 13% и с общим результатом 41% твердо заняла вторую строчку. Это достижение тем более впечатляет, что темпы роста цен, мягко говоря, не снижались.
Однако картина выглядит... куда мрачнее. Рывок с прошлогоднего восьмого места в первую пятерку проблем сделала и «наркомания». Сегодня она с 29 «очками» делит четвертое-пятое места с «нехваткой денег». Что называется, приплыли...
Погодим, однако, разливать по стаканам. Все-таки хочется верить в лучшее. У нас что, алкоголизм и наркомания год назад не вызывали содрогания?! Так, может, их рывок в первые строчки фомовского опроса — результат ослабления других острых проблем?
Статистика фиксирует рост реальных доходов населения. Не потому ли «инфляция» и «нехватка денег» меньше «напугали» респондентов? Кстати, и «высокие цены на медуслугии лекарства» за год с четвертого места в «рейтинге» проблем опустились на седьмое.
Да и то, что проблемы алкоголизма и наркомании стали выходить в сознании людей на первые места, можно считать «просветлением». Кстати, больше всего проблемой того же алкоголизма озабочены молодежь (18—35 лет) и жители села («спившаяся деревня») — по 46% респондентов. Нет, все-таки улавливается, пусть еле видимый, лучик надежды в ответах. Вот за это можно... Но сугубо по чуть-чуть!