Минэкономразвития планирует создать узкоспециализированный экспертный орган, задача которого — комплексная финансово-экономическая экспертиза в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
Напомним, что законодательство рассматривает фиктивное и преднамеренное банкротство как правонарушение и преступления, предусмотренные КоАП(ст. 14.12 и 14.13) и УК РФ(ст. 196—197). Однако за последние шесть лет статьи УК практически не применяются и обвинительные приговоры по статье «Преднамеренное банкротство» носят единичный характер.
Отсутствие достаточных доказательств при определении виновности привело к тому, что не более пяти процентов дел, возбуждаемых по вышеуказанным составам, заканчивалось вынесением обвинительного приговора. Чем это объяснить?
МЭРТ считает, что дело в сложности доказывания причинно-следственной связи между совершенными действиями (или бездействием) и последствиями. В частности, между заключенной сделкой (или несколькими) и банкротством.
Одним из основных доказательств по этим делам является результат экспертизы, определяющей наличие фиктивного или преднамеренного банкротства. Именно в нем определяется наличие или отсутствие события преступления.
Сегодня судебную экспертизу проводят экспертно-криминалистические подразделения ОВД (МВД России) и Российский федеральный центр судебной экспертизы Минюста (включая региональные центры).
Сложность в том, что выявить признаки фиктивного или преднамеренного банкротства способна лишь комплексная экспертиза. А это проблематично, так как не предусмотрено действующей системой экспертных учреждений.
Чтобы исправить положение, МЭРТ предложило создать экспертный орган, уполномоченный выявлять признаки «криминальных»банкротств и давать соответствующие заключения.
Требуется определиться, под каким федеральным органом создавать такое учреждение — под Минюстом или МЭРТом. Возможно совместное профильное регулирование.
Отметим, что государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе исследования для граждан и юрлиц, органов госвласти, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам.
Чиновники предлагают возложить на данный орган проведение внесудебной экспертизы по вопросам, связанным с несостоятельностью (банкротством). Например, это может быть оценка реалистичности планов внешнего управления или мирового соглашения, обоснованность планов досудебной санации.
Экспертные заключения помогут государству как кредитору принимать в отношении должников адекватные решения как до возбуждения дела, так и в процедурах банкротства.