За полтора десятка лет существования российского страхового рынка происходило постепенное изменение в отношении к нему граждан. Данные, полученные Центром стратегических исследований Росгосстраха, говорят о повышении страховой культуры населения. Если в 1999году всего 22% россиян считали страхование экономически выгодным, то в этом году доля таких людей возросла до 33%.
Среди конкретных видов опрошенные потребители считают наиболее эффективными страхование выезжающих за рубеж (58%), автокаско (47,5), добровольное медицинское страхование (46) и страхование от несчастных случаев (45,4%). Как ни странно, довольно высокий показатель имеет и ОСАГО: более 39% респондентов считают его введение полезным.
Исследование Росгосстраха позволяет сделать вывод о существовании прямой зависимости между материальным положением респондентов и их отношением к страхованию. Среди наиболее обеспеченных (могут приобрести дом или квартиру) расценивают страхование как экономически выгодный механизм борьбы с последствиями непредвиденных ситуаций 46%, тогда как в наименее доходной группе таких всего 26%.
Аналогичная тенденция и по опыту общения со страховщиками. По мере роста благосостояния россиян возрастает доля тех, кто уже пользовался страховыми услугами. Причем контакты происходят по двум каналам: с связи с защитой собственных имущественных интересов и вследствие выполнения служебных обязанностей.
Потребители, воспринимающие страхование как экономически эффективный способ борьбы с опасностями
Самооценка уровня дохода |
Доля, % |
Денег с трудом хватает на питание |
26,1 |
Питаемся хорошо, можем купить предметы первой необходимости |
33,6 |
Можем купить крупную бытовую технику, но не новый автомобиль |
40,9 |
Могу купить машину, на квартиру денег не хватает |
40,6 |
Могу купить квартиру или новый дом |
46,0 |
Кроме того, руководитель Центра стратегических исследований Росгосстраха Алексей Зубец отмечает рост страховых знаний в зависимости от уровня образованности респондентов. Чем он выше, тем справедливее респонденты оценивают свойства страхования как института эффективной защиты интересов граждан.
Есть и возрастная специфика. Высокая оценка экономической эффективности страхования характерна в основном для потребителей моложе 30 лет. Представители старшего поколения помнят о финансовых потерях, связанных с гиперинфляцией в начале 90-х годов. В том числе об обесценивании полисов накопительного страхования Госстраха, компенсационные выплаты по которым начались несколько лет назад. В связи с этим пожилые люди в меньшей степени оценивают положительно экономическую эффективность страховых инструментов, чем молодежь.
Доля потребителей, воспринимающих страхование как экономически эффективный способ борьбы с опасностями, в зависимости от возраста
Возраст потребителей, лет |
Доля, % |
до 20 |
51,9 |
20—30 |
46,1 |
30—40 |
39,3 |
40—50 |
36,3 |
50—60 |
25,2 |
Свыше 60 |
21,7 |
При этом нужно помнить, что у лиц старшего возраста уровень дохода, как правило, ниже, чем у молодых потребителей. Поэтому можно утверждать: возрастная специфика отношения к экономической эффективности страхования тесно связана с имущественным расслоением общества.