ВАС РФ не нашел ничего противозаконного в формах заявлений для регистрации компаний

| статьи | печать

стороны:

индивидуальный предприниматель против Правительства РФ

предмет оспаривания:

приложения 1, 2, 3 и 4 к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»

исход дела:

в удовлетворении заявленных требований отказано

Формы заявлений для государственной регистрации сведений о юридических лицах были утверждены Правительством РФ в 2002 г., задолго до принятия общеизвестного Закона о перерегистрации ООО (в 2008 г.). Несмотря на то что формы не соответствуют требованиям указанного закона, незаконными ВАС РФ их не признал (решение ВАС РФ от 11.09.2012 № ВАС-9698/12).

Суть дела

Согласно положениям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» формы заявлений, необходимые для госрегистрации компаний и предпринимателей, обязано утверждать Правительство РФ (подп. «а» ст. 12, подп. «а» п. 1 ст. 14, подп. «а» п. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Данные формы были утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (далее — постановление № 439).

Однако в 2008 г. принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ, который на бытовом уровне стали называть Законом о перерегистрации. Этот нормативный акт внес существенные изменения в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, которые повлекли за собой проблемы при регистрации изменений в сведениях об ООО. Например, Закон о перерегистрации потребовал указывать в ЕГРЮЛ размер долей всех участников ООО. В то время как утвержденные Правительством РФ формы заявлений строк для внесения необходимых сведений не содержали и не содержат до сих пор (в них есть только строка для указания номинальной стоимости доли).

Чтобы исправить ситуацию, ФНС России вынуждена была прибегнуть к самодеятельности и опубликовать на своем официальном сайте актуальные формы заявлений, рекомендовав их к применению регистрирующими инспекциями (п. 9 письма ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/511@). Но правовая коллизия заключается в том, что данные нормы не обладают признаком легитимности — принимать формы заявлений вправе только Правительство РФ. К слову, некоторое время, пока шла перерегистрационная кампания для ООО, налоговые органы принимали формы заявлений в обоих вариантах (и утвержденные ФНС России, и те, что утвердило Правительство РФ) в зависимости от характера вносимых в сведения об ООО изменений.

ФНС России, правда, в начале 2012 г. приказом от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, который является общеобязательным нормативно-правовым актом, утвердила новые формы заявлений для госрегистрации компаний и предпринимателей. Но этот документ до сих пор не вступил в силу, так как постановление № 439 не отменено.

В связи с рассмотренным несоответствием форм заявлений требованиям закона предприниматель обратился в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим в части (приложения 1—4) постановления № 439 в связи с его несоответствием Федеральному закону от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Позиция ВАС РФ

ВАС РФ решил, что оснований для признания недействующими четырех приложений к постановлению правительства не имеется.

В части требований о признании недействующим приложения 3 к постановлению № 439 (форма заявления № Р13001 для регистрации внесения изменений в учредительные документы юридического лица) судьи указали, что отсутствие в данной форме строки для указания на Закон о перерегистрации не является основанием для выводов о несоответствии данной формы требованиям закона. Этот пробел должен быть устранен путем внесения уполномоченным органом исполнительной власти соответствующих изменений в форму. Но решение о понуждении Правительства РФ внести такие изменения ВАС РФ принять не вправе, поскольку данный вопрос в компетенцию судебных органов не входит. Кроме того, ФНС России разъясняла, что подавать заявления по форме № Р13001 следует вместе с подшитым к ним листком с указанием на внесение изменений в связи с перерегистрацией ООО (разъяснения от 09.10.2009). Любое заинтересованное лицо могло воспользоваться данным алгоритмом, а потому права заявителей не нарушены.

Предприниматель также пытался оспорить приложения 1—4 к постановлению № 439, которыми утверждены четыре формы заявлений для регистрации юридических лиц или внесения изменений в сведения о таких лицах. Однако ни одна из этих форм, как говорилось выше, не содержит специальной строки для указания размера долей участников ООО. В то время как Закон о перерегистрации такие сведения требует указывать в ЕГРЮЛ.

Судьи не нашли оснований для удовлетворения и этого требования. Во-первых, речь идет о том же бездействии уполномоченного органа исполнительной власти, так как внести изменения в формы и тем самым актуализировать их должен именно он. А понудить внести такие изменения, как говорилось выше, суд не вправе. Во-вторых, ФНС России (письмо от 25.06.2009 № МН-22-6/511@), а также Президиумом ВАС РФ (п. 23 информационного письма от 30.03.2010 № 135) уже разъяснялось, что до внесения изменений в утвержденные правительством формы заинтересованные лица могут использовать формы заявлений, размещенные на сайте налоговой службы и рекомендованные ею к применению. Данный факт говорит о том, что никаких препятствий в осуществлении прав юридических лиц на государственную регистрацию сведений о них недостатки приложений к постановлению Правительства РФ не создают.

к сведению

Кстати, рассмотренный спор — не единственная попытка покушения на статус постановления № 439. Так, например, Конституционный суд рассматривал жалобы о признании недействующей формы заявления № Р14001 на том основании, что она требует проверки нотариусом дополнительных сведений о заявителе, а это нарушает его права. Но судьи никаких нарушений не усмотрели (Определение КС РФ от 16.07.2009 № 713-О-О).

Зато формы заявлений, размещенные ФНС России на своем сайте, оспорить невозможно — они не являются нормативным правовым актом (www.nalog.ru > Государственная регистрация и учет налогоплательщиков > Государственная регистрация юридических лиц > Формы документов, рекомендуемые ФНС России в целях реализации положений, введенных Федеральными законами от 30.12.2008 № 312-ФЗ, от 30.12.2008 № 315-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ).