Российский рынок хлебобулочных изделий за 2004год по результатам исследования Института конъюнктуры товарных рынков (ИТКОР)
Производство
Совокупная мощность российских хлебозаводов (из них 1,5 тыс. крупных) и пекарен составляет примерно 25 млн т в год. Они способны вырабатывать ежесуточно около 70 тыс. т хлеба более 700 наименований, или около 500 г хлеба на человека. Продукция малых пекарен, а это около 10%выпуска, дополняет ассортимент хлебозаводов.
Хлебный рынок отличается жесткой конкуренцией. Поэтому большинство хлебозаводов вынуждены вкладывать много средств в реконструкцию производства для выпуска новых видов изделий и снижения себестоимости конечного продукта, а также давать значительные скидки магазинам и т.п.
По данным официальной статистики, производство хлебобулочных изделий в стране снижается. Наибольшее сокращение выпуска (табл. 1) в 2004 году было отмечено в Уральском и Приволжском федеральных округах. Самые крупные производители хлеба и хлебных изделий расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах, их суммарная доля в общем объеме выпуска хлебной продукции России превышает 50%.
Из девяти крупнейших регионов — производителей хлебной продукции (табл. 2)в 2004 году лишь в Москве выросли объемы выпуска по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года — 2,06%.
Конъюнктура
В 2004 году по сравнению с 2003 годом были расширены посевные площади зерновых и зернобобовых культур на 1,6 млн га, что позволило увеличить валовой сбор зерна на 10,8 млн тонн и довести его до 78 млн тонн. Урожайность зерна увеличена на 1 ц/га и составила в среднем 18,8 ц.
По данным Росстата (итоги уборочных работ), на 1 декабря 2004 года в хозяйствах всех категорий РФ собрано45,3 млн тонн пшеницы, или на 11,2 млн тонн больше, чем в предыдущем году. Средняя урожайность пшеницы выше на 2,7 ц/га и составила 19,8 ц.
Как считают эксперты, собранный в 2004 году урожай зерновых с учетом его качества полностью обеспечивает потребности страны в продовольственном и фуражном зерне и сохраняет сложившуюся в последние годы тенденцию экспорта 6—9 млн тонн зерна. Поэтому темпы роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия к концу 2004 года стали понижаться. Но при этом дешевые сорта хлеба тем не менее подорожали более чем на 50%.
По оценке экспертов, за текущий год цена хлеба может вырасти примерно на 10%. Сдерживающим фактором цены может стать комплекс социально-экономических мер, принимаемых властями.
Торговля
Продают хлеб и хлебобулочные изделия как сами товаропроизводители (хлебозаводы, пекарни), так и предприятия розничной торговли, а также прочие мелкие торговцы, которые закупают продукцию либо напрямую у производителей, либо у оптовиков. При этом доля мелкой розницы весьма значительна и, по некоторым сведениям, достигает 30% всего объема продаж.
Кроме того, хлебная продукция может продаваться в специализированных и обычных продуктовых магазинах. Первые получают хлеб от нескольких поставщиков, как правило, не менее 4–5;вторые — от двух-трех производителей.
Требования, предъявляемые различными торговыми предприятиями к поставщикам хлебобулочных изделий, не одинаковы. Для небольших магазинов, расположенных вблизи крупных потоков покупателей, большое значение имеет цена поставляемой продукции. Это может быть невысокая оптовая цена при небольших транспортных расходах или средняя оптовая цена с нулевыми транспортными расходами. Связано это с тем, что за выгодное расположение магазины расплачиваются высокой арендной платой и вынуждены увеличивать стоимость товаров.
При относительно высокой цене на хлеб они теряют своих покупателей, которые могут покупать хлеб в ларьках или на мелкооптовых рынках, где из-за небольших издержек стоимость хлеба невысока.
Для крупных магазинов типа «Универсам» или «Супермаркет» наибольшее значение имеют широта представленного ассортимента, а также упаковка, внешний вид и сроки хранения получаемого товара.
Для небольших магазинов, расположенных внутри жилых массивов крупных городов и имеющих разнообразный ассортимент продуктов питания, важен объем поставок. Такие предприятия обычно закупают хлеб малыми партиями. Это невыгодно для поставщиков, однако скопление подобных точек в небольшом по площади районе позволяет одной поездкой автомашины с хлебом обеспечить сразу несколько магазинов.
Исследования мотивов, которыми руководствуются покупатели при выборе хлеба, показывают, что наиболее значимыми факторами (табл. 3) являются вкус и свежесть хлеба.
Более низкая цена при прочих равных условиях всегда предпочтительнее для основной массы покупателей.
Если на прилавке будут лежать хлебобулочные изделия в упаковке и без нее, то большинство покупателей выберет хлеб в упаковке.
Критерий «знание фирмы-производителя», как правило, не ассоциируется у потребителей с высоким качеством хлебобулочных изделий, но, если фирма производитель сможет предложить красочную, яркую, запоминающуюся упаковку, в которой будет находиться высококачественный хлеб, тогда у потребителя может сформироваться однозначная взаимосвязь между высоким качеством продукта и конкретной фирмой-производителем.
К сведению
Среднедушевое потребление хлеба и хлебобулочных изделий в России в 2004 году в пересчете на одного человека в год составило всего 56,12 кг, то есть 73,1% от уровня 1995 года.
Таблица 1
Производство и потребление хлеба и хлебобулочных изделий в 2004 году
Округа РФ |
Производство, тонн |
Потребление, кг/чел. |
Население, 2004 г., млн чел. |
Всего по России |
8 091 522 |
56,12 |
144 168 |
Центральный федеральный округ |
2 436 617 |
64,58 |
37,733 |
Северо-Западный федеральный округ 852 039 |
61,60 |
13,832 |
|
Южный федеральный округ |
1 278 256 |
55,94 |
22,850 |
Приволжский федеральный округ |
1 656 446 |
53,60 |
30,902 |
Уральский федеральный округ |
575 377 |
46,72 |
12,316 |
Сибирский федеральный округ |
965 465 |
48,51 |
19,901 |
Дальневосточный федеральный округ |
327 322 |
49,34 |
6,634 |
Таблица 2
Крупнейшие регионы — производители хлебной продукции
Наименование региона |
2004 год, тонн |
К соотв. пер. 2003 года, % |
Москва |
538 490 |
102,06 |
Краснодарский край |
408 889 |
97,21 |
Московская область |
366 850 |
95,64 |
Санкт-Петербург |
295 612 |
98,75 |
Нижегородская область |
251 661 |
99,48 |
Ростовская область |
228 455 |
94,35 |
Свердловская область |
210 183 |
90,48 |
Новосибирская область |
198 572 |
87,74 |
Республика Татарстан |
218 021 |
96,90 |
Таблица 3
Значимость факторов, влияющих на выбор хлеба
Критерий |
Средневзвешенная оценка |
Место |
Вкус хлеба |
9,4 |
1–2 |
Свежесть |
9,4 |
1–2 |
Качество |
8,3 |
3 |
Ингредиенты |
6,9 |
4–5 |
Срок хранения |
6,9 |
4–5 |
Цена |
6,1 |
6 |
Наличие упаковки |
5,6 |
7 |
Товарный вид |
5,2 |
8 |
Место производства |
4,6 |
9 |
Форма хлеба |
4,4 |
10 |
Знание фирмы-производителя |
3,6 |
11 |