В правительство внесен доработанный вариант Стратегии развития финансового рынка, дабы сделать его наконец привлекательным, а также создать условия для эффективного инвестирования личных накоплений граждан. С основными положениями этого документа, затрагивающими банковское сообщество, «ЭЖ» читателей уже знакомила (№ 33,с. 4). Чем Стратегия важна для эмитентов и инвесторов? На наш взгляд, одна из интереснейших тем проекта — раскрытие информации эмитентами. Что предлагает ФСФР в данном случае?
Все чище и чище!
В целом требования по раскрытию информации соответствуют международным стандартам IOSCO (Международные стандарты по раскрытию информации при международных размещениях и первичном листинге ценных бумаг иностранных эмитентов).
Устранена излишняя административная нагрузка на компании, связанная с неоправданным расширением критериев для числа фирм, обязанных раскрывать информацию.
Однако не стоит отворачиваться от проблем, снижающих эффективность раскрытия информации. Чиновники отмечают, что решить их можно только на федеральном уровне.
Уже выстроена правовая основа, значительно повышающая прозрачность эмитентов, ценные бумаги которых находятся в публичном обращении. К тому же информация стала более доступной для широкого круга инвесторов.
Публиковаться в…Интернете
Снизить стоимость эмиссии и издержек эмитента должны помочь положения Стратегии, отменяющие требования об обязательной публикации сообщений в печатных СМИ. При этом права инвесторов на информацию будут обеспечиваться за счет использования современных технологий. Разрешит проблему внесение изменений в Закон о рынке ценных бумаг.
Одной из наиболее важных новаций реформы может стать введение требования по раскрытию информации в Интернет. Это максимально упростит доступ всех заинтересованных лиц к раскрываемой информации и минимизирует затраты.
Естественно, чтобы нововведение было эффективным, необходим контроль за соблюдением соответствующих требований. Важная роль здесь отводится профессиональному сообществу, СРО, организаторам торговли на рынке ценных бумаги информационным агентствам. Предполагается, что при обнаружении нарушений они должны будут уведомлять регулятора.
Необходимо разработать правовые механизмы, обеспечивающие возможность использования информации, размещенной в Интернете, в качестве официального источника, а также доказательства в суде.
Одним из залогов успеха ФСФР считает создание современной информационно-технологической системы и внедрение единого стандарта обмена электронными документами, что позволит максимально использовать ресурсы и возможности.
Создание в рамках информационной системы органа регулирования единого хранилища данных по эмитентам и раскрываемой ими информации даст возможность регулятору проводить качественный анализ и проверку непротиворечивости представляемых сведений.
К тому же открытый доступ к базе данных позволит инвесторам оперативно получать необходимую информацию, переносить данные, раскрываемые эмитентами, в различные системы анализа, тем самым повышая качество принимаемых инвестиционных решений.
«Серых кардиналов» придется обнародовать
Существенным недостатком действующей системы является закрытость информации о собственниках. Несмотря на требования о раскрытии информации об акционерах, владеющих не менее чем 5% уставного капитала или не менее чем 5% обыкновенных акций, в реальности состав бенефициарных владельцев (аффилированных лиц) далеко не всегда известен инвесторам.
Чтобы решить проблему, Стратегия предлагает внести в Закон обязанность раскрывать информацию о приобретении более чем 5% эмиссионных ценных бумаг эмитента (за исключением облигаций, не конвертируемых в акции).
Раскрытие должно осуществляться приобретателем соответствующей доли не только через уведомление ФСФР или уполномоченных органов, но и эмитента в течение не более пяти дней после даты приобретения.
Давно требует уточнения определение аффилированных лиц и его соотношение с понятием группы лиц.
Определение аффилированных лиц, данное в проекте федерального закона «О защите конкуренции», включает только физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. К аффилированным не относятся также некоммерческие организации, в которых граждане и организации являются участниками.
Тем не менее арбитражные суды при применении положений акционерного закона вынуждены руководствоваться определением, содержащимся в законопроекте о защите конкуренции. В результате, например, если крупный акционер — гражданин владеет пакетом в 19%, а его близкий родственник — таким же пакетом того же общества, последний в соответствии с российским законодательством не будет считаться заинтересованным лицом. Проект закона «Об аффилированных лицах», решающего данные проблемы, прошел только первое чтение в Госдуме. Потребности реальных корпоративных отношений в экономике требуют его скорейшего введения в действие.