Принято считать, что тенденции развития книгоиздания являются индикатором духовного здоровья общества. С этим трудно не согласиться. А как обстоит дело с отношением к книге в России сегодня?
Переход к рынку вызвал в России появление множества частных издательств, выпускающих массу разнообразной литературы. Но каков итоговый результат? Более половины россиян отказываются покупать какие-либо книги, а каждый третий — совсем их не читает. По этой причине 40% выпускаемых печатных изданий не доходит до читателей и оседает на складах. Смущает и содержательная сторона выходящих в свет книг — лидерами продаж являются «женские детективы», «любовная проза», «боевики» и прочая развлекательная литература. В ходе проведенных недавно в 32 странах исследований выяснилось, что «по качеству чтения» российские школьники занимают близкое к концу 28-еместо… По всему этому видно, что с духовным здоровьем российского общества не все благополучно.
Если говорить о главных причинах создавшегося положения, то их всего две. Это высокая стоимость книг по отношению к получаемым населением доходам и падение интереса к чтению. Сами книгоиздатели справиться с ситуацией не могут, ибо главным критерием жизнеспособности издательских организаций является прибыль. Это она диктует и тематику выпускаемых книг, и их тиражи.
Естественно, для решения проблемы требуется вмешательство государства. Его усилия должны сосредоточиться на двух направлениях— это стимулирование выпуска литературы, направленной на повышение интеллектуального и культурного уровня общества (социально значимой), и формирование у читателей тяги к такого рода литературе.
В период 1996—2001 гг. в России действовала федеральная целевая программа «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России». В соответствии с ней стимулировался выпуск социально значимых изданий некоммерческого толка. Предполагали, что благодаря государственной поддержке издательства, выпускающие подобного рода литературу, смогут нормально функционировать.
Что-то и действительно было сделано. Но к окончанию действия этой программы государство почему-то ввело НДС на печатную продукцию. Целесообразность его установления была сомнительна, если учесть, что денежные доходы более 1/4 населения были на то время ниже величины прожиточного минимума.
Сегодня действует подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России(2002—2005 годы)» федеральной целевой программы «Культура России». Ее целями также является развитие системы обеспечения населения изданиями образовательного, научного и культурного назначения. Следовательно, преодолеть деформацию тематической структуры рынка печатной продукции и неравноценный рост стоимости книжных изданий без государственного вмешательства пока не удается.
Таким образом, издательствам, специализирующимся на выпуске социально значимой литературы, самостоятельно вести экономическую деятельность достаточно трудно. Надо сказать, что вообще книгоиздательская деятельность представляется многим предпринимателям коммерчески невыгодной сферой деятельности. Так считают (по нашим данным) 55% специалистов издательств. В числе же основных негативных факторов, оказывающих на нее влияние, опрошенные называют экономическую ситуацию в стране, при которой масса людей все еще находится за чертой бедности (им не до книг), и внутренние отраслевые проблемы, решение которых тоже во многом зависит от государства.
В этих условиях хочется заглянуть в будущее. Прогноз перспектив развития книжного рынка России до 2010 г., подготовленный отраслевым руководством, трудно назвать оптимистичным. При росте среднедушевого дохода на 23% и при росте его части, направляемой на потребление книг с 0,5 до 0,55%, цена на книгу увеличится примерно на те же 23%. Кроме того, к этому времени заметно упадет и численность населения…
Такое положение дел требует активных мер, направленных на скорейшую нормализацию ситуации. Именно на государственном уровне необходимо создать механизм, который бы обеспечил возможность издательствам, выпускающим социально значимую литературу, быть экономически эффективными. Надо еще иметь в виду, что никакие меры без трудной работы по формированию спроса на интеллектуальную книгу не приведут к положительным результатам. Без этого мы не только не решим проблемы сферы печати, но и можем потерять не одно поколение.