Совсем недавно в Казани на очередном заседании Госсовета подводили итоги его пятилетней работы. По словам В. Путина, этот орган «состоялся как один из наиболее влиятельных государственно-политических институтов страны». Столь значительное определение надо как-то оправдывать. Какие вопросы находятся в компетенции губернаторов и на что влияют принятые ими решения?
Начнем с того, что теме административной реформы по традиции было уделено на и большее внимание. Президент в начале заседания уточнил, что перечень передаваемых регионам полномочий, утвержденных на прошлом Госсовете, будет расширен и правительство уже работает над соответствующим законопроектом. В документ вошли 114 ранее согласованных полномочий и 15 дополнительных.
Среди них аттестация и аккредитация образовательных учреждений (кроме высшего звена), проведение государственной итоговой аттестации учащихся, организация общественных работ для безработных граждан и вопросы урегулирования выкупа и перепланировки жилых помещений.
Передача полномочий «в основном» будет происходить путем их делегирования, то есть финансироваться они должны из федерального бюджета.
Министерство финансов трудится в поте лица, согласовывая с регионами объемы выделяемых денег. Стоит отметить, что больше всего претензий по поводу реализации закона о местном самоуправлении было именно к работе этого ведомства. Так, до сих пор и не ясно, из каких налогов будут формироваться бюджеты вновь создаваемых муниципальных образований.
Кроме того, В. Путин, говоря о модернизации федеративных отношений в России, высказал очень смелую мысль: «Сейчас, когда у всех нас есть уверенность в силе и прочности нашего государства, появилась реальная возможность повысить роль и самостоятельность регионов».
Видимо, он имел в виду, что нефть в России в ближайшее время не закончится и цены на нее не упадут.
И, исходя из этих соображений, Президент предположил, что в стране хватит денег на преодоление и административной реформы. Ведь хватило же денег Стабфонда на монетизацию льгот. Губернаторы согласились с мнением Президента. Да у них, собственно, и выбора не было.
А вот что касается реального влияния решений Госсовета на работу правительства, то тут у губернаторов возникло много сомнений. По их словам, правительство не может полноценно работать, не зная подлинной экономической ситуации в регионах. А зачастую наши министры не выезжают дальше подмосковных дач. Многие решения Госсовета и Президиума не выполняются из-за отсутствия адекватной информации у федеральных чиновников. В таких условиях слаженная совместная работа центра и регионов просто невозможна.
Вот и получается, что правительство разрабатывает законы, которые не соответствуют интересам регионов, Государственная Дума под напором «вышестоящих» структур их принимает, а отдувается, как всегда, самый крайний —народ.