Реформа академической науки вызывает много споров как в рядах научного сообщества, так ив среде органов государственной власти. На «круглом столе» «Академический сектор науки: текущее состояние и среднесрочная перспектива» ученые говорили о том, что ждет их в будущем после модернизации госсектора науки.
Реформа академической науки направлена в том числе на увеличение объемов ее финансирования и на изменения кадрового состава сотрудников, занятых фундаментальными исследованиями. Таково мнение Дмитрия Ливанова, директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ.
В результате чего они смогут выйти в 2008 г. на средний уровень заработной платы научного работника не менее 30 тыс. руб. в месяц. При этом среднемесячная заработная плата молодых исследователей должна составить около15—20 тыс. руб., вспомогательного персонала — не менее 12 тыс. Возможно, что такими методами удастся привлечь молодых специалистов в науку, где сейчас средний возраст сотрудников 60 лет. В то же время предлагаемые изменения, по предварительным оценкам, приведут к сокращению персонала не более чем на 10% к 2008 г.
В ближайшее время следует ожидать, что фундаментальные исследования будут финансироваться только на конкурсной основе. Это своего рода путь экономии бюджетных денег. Предлагается разработать систему параметров, позволяющих судить о результативности труда научных сотрудников в фундаментальной науке. Теперь узнать активно работающих ученых можно, к примеру, по количеству публикаций в известных научных изданиях.
По словам Евгения Онищенко, младшего научного сотрудника Физического института РАН, формальные показатели дают объективную оценку деятельности каждого в отдельности и российской науки в целом. Так, по цитируемости российских ученых в научных журналах отечественная наука занимает 120-е место среди 145 стран.
Участников встречи насторожило заявление Министерства образования и науки РФ о том, что зарплаты ученых в новых условиях должны быть конфиденциальны. Большинство собравшихся уверены в том, что «с приходом денег решения будут приниматься вне прозрачности и тогда может возникнуть воровство».
Не менее важным для собравшихся был вопрос: кто же из научных институтов после реструктуризации академического сектора останется за бортом? На что незамедлительно последовал ответ Д. Ливанова: «Ликвидация научных институтов — крайняя мера, речь идет только о смене руководства».