На конференции, организованной холдингом «Винный мир», выяснилось, что в 2006 г. импорт алкогольной продукции может сократиться в 4 раза. Одновременно потери бюджета только по акцизам могут составить около 2 млрд руб.
Виной тому поправки, внесенные Законом от 21.07.2005 № 102-ФЗ в Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», о которых «ЭЖ» уже рассказывала (см. № 27). По мере приближения 1 января 2006 г. — даты их вступления в силу — компании, занимающиеся импортом, оптовой или розничной торговлей алкогольной продукцией, в один голос заговорили о том, что рынок готов далеко не ко всем изменениям.
Нет, речь, конечно, не идет о таких моментах, как необходимость перелицензирования, например. Здесь для бизнеса есть и свои плюсы — лицензия теперь будет выдаваться не на 3 года, а на 5 лет, к тому же упрощен порядок ее продления.
Запреты и ограничения на торговлю алкогольной продукцией на транспорте, транспортных узлах и прилегающих к ним территориях тоже не вызывают сомнений. За исключением одного: по мнению продавцов, они не должны распространяться на магазины беспошлинной торговли (Duty Free) и все виды транспорта международного сообщения.
А вот положение о том, что поставки и розничная продажа алкогольной продукции могут осуществляться только на условиях обязательной предоплаты, бизнесу совсем не нравится. Естественно, больше всего переживают импортеры дорогого алкоголя, который в розницу продается не в один день и закупка которого потребует значительных оборотных средств. В результате может произойти вымывание ассортимента качественной дорогостоящей продукции. Да и Конституции РФ, как отмечает президент Некоммерческой организации «СУАР» Осман Парагульдов, требование об обязательной предоплате не соответствует.
Введение нового порядка маркировки импортной продукции тоже не вызывает особых восторгов. По оценкам экспертов, даже если продукция, основная масса которой — порядка 90% —идет к нам с западного направления, будет поступать на территорию РФ ровным потоком (а это, согласитесь, маловероятно), то пропускная способность складов, на которых будет производиться маркировка, снизится в 4 раза. Потребуются дополнительные площади, персонал, и в результате может произойти повышение цен(а какой еще аргумент можно было ожидать от компаний-продавцов?).
В этой связи предлагается предусмотреть возможность маркировки импортного алкоголя как на территории России, так и за ее пределами— по выбору импортера и по согласованию с таможенными органами РФ. Да и вообще, неплохо было бы отложить введение в оборот акцизных марок нового образца до тех пор, пока не будут налажены их производство, закупка и выдача импортерам в надлежащих объемах.
И такие наметки уже есть: правительство внесло в Госдуму проект бюджета на2006 г., которым приостанавливается действие положений, касающихся маркировки импортной алкогольной продукции марками нового образца, на год, до 1 января 2007 г. Но перед нами как раз тот самый редкий случай, когда бизнес переживает, что предложение правительства в Думе не пройдет.
Хотя на другую идею власти — ввести госмонополию на оптовую торговлю спиртом — бизнес реагирует с точностью до наоборот. Экспертный совет, который по поручению Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы рассматривал данный вопрос, дал заключение, что до получения опыта практической реализации Закона № 102ФЗ монополию ни на какой из сегментов вводить не стоит. По словам президента Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, заключение направлено председателю Госдумы. Продолжение дискуссии ожидается осенью на парламентских слушаниях.