Можно ли единовременно учесть при расчете налога на прибыль затраты на модернизацию (реконструкцию) основных средств организации, осуществленные в ходе выполнения работ по мобилизационной подготовке, если их стоимость не компенсируется из бюджета? С этой проблемой разобрался Минфин России в письме от 26.09.2012 № 03-03-10/115.
Кому компенсация не положена
Законодательство позволяет не компенсировать из бюджета расходы, связанные с проведением работ по мобилизационной подготовке бюджетным организациям и унитарным предприятиям. В этом случае некомпенсируемые затраты включаются в соответствии с законодательством РФ во внереализационные расходы (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.02.97 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», далее — Закон о мобилизационной подготовке). Остальные организации, если они выполняют мобилизационные задания (заказы), такую компенсацию получают (п. 1 ст. 14 Закона о мобилизационной подготовке).
Напомним, что под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики, органов государственной власти, вооруженных сил к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время (п. 1 ст. 1 Закона о мобилизационной подготовке).
Как правило, расходы по мобилизационной подготовке носят капитальный характер. Но можно ли в этом случае их учесть в составе внереализационных расходов?
Капитальные расходы тоже внереализационные
В налоговом учете расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, которые не компенсируются организации из бюджета, подлежат учету в составе внереализационных расходов на основании подп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ. В комментируемом письме Минфин России отмечает, что к таким расходам исходя из сложившейся арбитражной практики (постановления ФАС Московского округа от 16.07.2010 № КА-А40/7234-10 и Северо-Кавказского округа от 28.11.2007 № Ф08-7806/07-2897А) относятся и расходы капитального характера. Следовательно, если согласно мобилизационному заданию организация произвела работы по модернизации (реконструкции) основного средства, они подлежат учету в составе внереализационных расходов и не увеличивают его первоначальную стоимость. На этом этапе возникает еще два вопроса: в какой момент их можно признать в составе расходов и какими документами подтвердить?
Готовим пакет документов
Минфин России указал, что перечень и порядок оформления документов, дающих право на включение затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке в состав внереализационных расходов, содержится:
- в Положении о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденном Минэкономразвития России № ГГ-181, Минфином России № 13-6-5/9564, МНС России № БГ-18-01/3 (далее — Положение);
- Рекомендациях по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, утвержденных Минэкономразвития России и Минфином России (далее — Рекомендации). Направлены для использования в работе письмом Минфина России от 17.08.2005 № 03-06-02-02/68.
Из них следует, что организация должна иметь:
- либо план проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств (форма № 4 Положения), и смету затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств (форма № 5 Положения);
- либо перечень работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации (форма № 3 Рекомендаций).
Отметим, что Минфин России, ссылаясь на Рекомендации, говорит о том, что эти документы должны быть согласованы с уполномоченным федеральным органом власти. Между тем эта процедура может быть осуществлена и органами исполнительной власти субъектов РФ, если работы по мобилизационной подготовке проводятся по их указанию. Об этом прямо сказано в п. 5 Рекомендаций.
Кроме того, необходимо представить документы, что модернизируемый объект ОС включен в перечень имущества мобилизационного назначения, и подтвердить выполнение работ по модернизации (реконструкции) соответствующими актами приема-передачи работ.
Момент признания расходов
По мнению финансистов, расходы на мобилизационную подготовку можно учесть в составе внереализационных расходов единовременно, после подписания акта приема-передачи выполненных работ по модернизации (реконструкции) основного средства. Суды считают, что дожидаться введения основного средства в эксплуатацию после проведенной модернизации не нужно (постановление ФАС Московского округа от 19.09.2011 № А40-549/11-115-3). Специалисты финансового ведомства с этим согласны.
Особенности учета
В комментируемом письме Минфин России остановился и на вопросах учета основных средств. Так, модернизированное в ходе выполнения работ по мобилизационной подготовке основное средство продолжает амортизироваться исходя из первоначальной стоимости, сформированной без учета затрат на его модернизацию (реконструкцию). Если организация учла расходы на модернизацию (реконструкцию) основного средства в его первоначальной стоимости, а в текущем налоговом периоде признала их как расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, ей следует подать уточненную налоговую декларацию.
Остаточная стоимость основного средства, которое исключено из перечня имущества мобилизационного назначения, определяется без учета затрат на модернизацию (реконструкцию), учтенных в качестве расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке. Это означает, что исключать из состава расходов затраты на проведенную мобилизационную подготовку не нужно.
Если организация в рамках проведения работ по мобилизационной подготовке приобретает (создает) объекты основных средств, амортизация по таким объектам не начисляется. В случае выбытия таких основных средств их стоимость признается равной нулю, если затраты на их приобретение (создание) были единовременно учтены как затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке. То есть в налоговом учете такое основное средство учитывается по нулевой стоимости.