Правительство приняло Концепцию развития автопрома на среднесрочную перспективу. Она ориентирована главным образом на развитие новых сборочных производств автомобилей иностранных марок. Предполагается, именно это выведет отрасль из кризиса и насытит внутренний рынок качественными автомобилями. Но одной ли сборкой будет «сыта» отечественная индустрия? Попробуем разобраться.
Действительность опровергает смелые ожидания разработчиков концепции: по итогам пяти месяцев производство легковых автомобилей сократилось на 5%. Увеличение выпуска «российских иномарок» не смогло компенсировать снижение производства традиционных отечественных автомобилей. На наш взгляд, это результат отказа от принятия мер, необходимых в современных условиях. Поясним.
Избалованность комфортом
Практически весь период новой экономической истории (до кризиса сбыта в отрасли 2002 г.) жизнеспособная часть российского автомобилестроения развивалась в условиях крайне низких (по мировым меркам) доходов населения, мизерных цен на потребляемые ресурсы и относительно низкого уровня обменного курса. Это позволяло автопрому сохранять высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Политика импортных таможенных пошлин на автомобили и их компоненты до последнего времени носила преимущественно фискальный характер. Можно утверждать, что до настоящего времени в России не было масштабного протекционизма по отношению к этой отрасли, что в значительной мере было оправдано.
Относительно комфортные условия породили ряд негативных последствий. Во-первых, несмотря на позитивные подвижки, качество продукции не улучшилось. Во-вторых, автомобилестроители не смогли найти инвестиции для финансирования масштабных проектов (за исключением производства «Калины»). Наконец, отсутствие конкуренции позволяло повышать цены без соответствующего улучшения качества. Последнее наряду со значительным укреплением рубля и увеличением доходов населения привело к тому, что розничные цены на российские «легковушки» стали приближаться к стоимости иномарок аналогичных классов.
Даже аккумуляция внутренних резервов по снижению издержек производства, оцениваемых в 15—20%стоимости продукции, при быстром укреплении рубля и опережающем росте зарплаты не позволяет сохранить финансовую устойчивость отрасли. Расчеты показывают, что при сохранении тенденции укрепления национальной валюты в 7—10% вгод (по отношению к доллару США) через три — пять лет российский автопром рискует стать убыточным.
Таким образом, протекционизм государства по отношению к автопрому должен быть масштабным и в то же время избирательным — к действующим заводам.
Сборкой отрасль не поднимешь
Несмотря на то что доля автопрома в суммарном выпуске пром продукции не превышает 2%, в приросте производства наиболее динамично развивающихся секторов экономики в десятилетней перспективе, по нашим расчетам, она может составить12—15%.
Автопром входит в число отраслей с потенциалом роста 10—12 и более процентов в год. Круг этих отраслей весьма узок, но только они в состоянии удвоить ВВП в поставленный срок.
Расчеты по межотраслевой модели показывают, что полное замещение внутреннего производства автомобилей импортом по сравнению со сценарием полного удовлетворения спроса внутренним производством эквивалентно потере 8—10% ВВП.
Федеральные ведомства предлагают постепенно заместить устаревающие и неконкурентоспособные мощности сборкой иностранных брендов. Но при этом уровень использования отечественных комплектующих останется низким. Их замещение импортными (а комплектующие составляют до 70% стоимости автомобиля) чревато потерей 60—70% рабочих мести не менее половины доходов.
Концепция предлагает такую конфигурацию и структуру мощностей, при которой конечная продукция производится в России, однако основная часть стоимости создается за ее пределами и достается, естественно, зарубежным производителям. Хотя при этом спрос россиян на автомобили, конечно, может быть удовлетворен.
По нашему мнению, это не приведет к полноценному развитию отрасли. Тем более к подъему технического уровня производства всей экономики. Яркий пример — производство телевизоров и компьютеров: несмотря на стремительный рост масштабов сборки, значимого развития электроники и других наукоемких производств в стране не наблюдается.
От деталей до исследований
Значимость автопрома в развитии России столь велика, что должна превратиться в амбициозный национальный проект. Его суть не в поддержке «большой и важной» отрасли, а в создании системы современных масштабных конкурентоспособных производств, которые в силах потянуть за собой все народное хозяйство.
Необходимо реализовать экспортоориентированную политику путем создания в России компании мирового уровня (стратегия национального бренда). Сформировать технологическую цепочку — от производства комплектующих и сборки автомобилей до научно-исследовательской деятельности.
По нашим расчетам, в результате этого проекта российское производство легковых автомобилей за 10 лет может увеличиться до 4,5млн в год. При этом к 2015 г.доля наших машин может составить до 90% продаж новых автомобилей на внутреннем рынке. Мы сможем экспортировать порядка 1 млн машин в год.
Компромисс
Реализовать предлагаемый проект невозможно без активного участия государства. Оно может состоять в следующем.
✔ В части первоочередных мер вводится резкое ограничение (вплоть до полного запрета) ввоза подержанных иномарок. Это не противоречит требованиям ВТО и неоднократно применялось странами с развивающимися рынками.
✔ Разрабатывается и реализуется долгосрочная стратегия развития отрасли.
✔ Принимается решение об использовании своих накоплений для финансирования развития отрасли. Это может быть масштабное кредитование строительства мощностей по производству 500—800 тыс. автомобилей в год. К реализации такого инвестиционного проекта могут быть привлечены и иностранные компании.
✔ Вводится система протекционистских мер на пять— семь лет, увязанная со встречными обязательствами автопроизводителей.
Автомобилестроители могут ответить на поддержку государства:
- передачей ему части акций в обмен на финансовую помощь;
- увеличением производства на российских мощностях, обновлением марок и высоким качеством автомобилей (увеличение срока заводской гарантии) в обмен на введение временных мер протекционистской политики;
- ограничением размеров дивидендов и увеличением инвестиций в обновление основных фондов;
- принятием обязательств по введению системы продаж в кредит с господдержкой.
Российский автопром находится у своеобразной развилки, и решения, принимаемые сегодня государством, могут предопределить облик не только этой отрасли, но и всей промышленности страны на десятилетия вперед.
Динамика основных натуральных показателей отрасли в 2005—2015 гг., тыс. ед.
|
2004 |
Инерционный вариант |
Целевой вариант | ||||
2005 |
2010 |
2015 |
2005 |
2010 |
2015 | ||
Производство легковых автомобилей |
1110 |
1334 |
1887 |
2586 |
1350 |
2710 |
4353 |
Экспорт |
112,3 |
130 |
197 |
312 |
129 |
304 |
1000 |
Импорт новых легковых иномарок |
283,3 |
302 |
585 |
1025 |
302 |
451 |
717 |
Импорт подержанных легковых иномарок |
393,1 |
416 |
583 |
771 |
400 |
0 |
0 |
Обеспеченность на 1000 чел., шт. |
172 |
182 |
245 |
317 |
182 |
251 |
344 |
Сопоставление динамики основных финансовых показателей отрасли в 2005—2015 гг. (в текущих ценах), млрд дол.
|
2004 |
Инерционный вариант |
Целевой вариант | ||||
2005 |
2010 |
2015 |
2005 |
2010 |
2015 | ||
Выпуск |
14,32 |
17,87 |
33,34 |
56,5 |
17,84 |
47,94 |
95,68 |
Экспорт |
1,69 |
2,1 |
4,32 |
8 |
2,09 |
5,95 |
20,82 |
Импорт |
13,23 |
14,15 |
23,3 |
36,28 |
14,24 |
11,73 |
18,14 |
Материальные затраты отрасли |
7,04 |
8,8 |
16,47 |
28 |
8,75 |
22,18 |
42,83 |
Оплата труда |
1,51 |
1,89 |
3,48 |
5,83 |
1,88 |
4,85 |
9,5 |
Доля добавленной стоимости в выпуске |
0,21 |
0,21 |
0,2 |
0,18 |
0,21 |
0,22 |
0,23 |
Валовая прибыль отрасли |
0,3 |
0,35 |
0,41 |
0,29 |
0,37 |
1,29 |
3,17 |
Инвестиционные перспективы отрасли (в текущих ценах), млрд дол.
|
Инерционный вариант 2005—2015 |
Целевой вариант 2005—2015 |
Отличие целевого варианта от инерционного, индексы |
Спрос на инвестиции, из них: |
18,9 |
33,1 |
1,75 |
в прирост мощностей |
7,4 |
16,2 |
2,19 |
в обновление |
11,5 |
16,9 |
1,47 |
за счет собственных средств |
4,1 |
16,2 |
3,95 |
иностранные |
4,6 |
13,1 |
2,83 |
из прочих источников |
10,2 |
3,8 |
0,37 |