Недавняя московская авария в электроэнергетике России, причинившая большой материальный ущерб, произошла из-за изношенности оборудования и ошибок персонала, который его эксплуатировал. Однако она же высветила неудовлетворительность работы всего энергетического комплекса страны. Да, РАО «ЕЭС», вопреки названию, не охватывает своей деятельностью всю энергетику России. Но электроэнергетика 70% потребляемой энергии получает от тепловых электростанций. Поэтому можно говорить о неблагополучии всей отрасли.
Специалистам хорошо известны недостатки отечественного энергокомплекса: это избыточные теплопотери, невысокий коэффициент использования топлива и отсутствие удовлетворительного сводного теплового баланса страны.
Что касается перерасхода энергии, то его печальные размеры конкретизировали два года назад сами тогдашние руководящие работники Минэнерго (см. журнал «Энергосбережение» № 6 за 2003 г.): в России на единицу вырабатываемого продукта этот перерасход в 3,1 раза (!) выше, чем в странах ЕС. Сделанные тогда выводы, думается, было бы полезно учесть руководству вновь созданного Минпромэнерго РФ.
Относительно разработки сводного теплового баланса для России следует признать, что это гораздо более трудная задача, чем для таких стран, как, к примеру, Германия, Франция или Великобритания. Ведь наша страна — в основном северная, несравнима по территории и климатическим условиям, по разнообразию используемого топлива, доставка которого во многие районы затруднительна и зависит от погодных условий, некоторые районы зимой требуют круглосуточного освещения.
Для справки
Около 85% потребляемой в России энергии производится теплоэнергетикой — за счет сжигаемого топлива. Остальная часть — ГЭС и АЭС.
Электроэнергетика примерно 30% энергии получает от ГЭС и АЭС, остальное — от ТЭС.
Тем не менее тепловой баланс стране необходим. И если уж крайне проблематично разработать его сразу комплексно, то выполнить эту работу целесообразно в три этапа: для городов (с учетом их территориальных особенностей), сельской местности и, наконец, для автомобильного городского и всех видов междугородного транспорта. После этого, просуммировав все составляющие, мы получим сводный баланс.
Основой внутреннего спроса на ТЭР остается природный газ. Спрос на нефть и ее продукты до 2020 г. — порядка 20—22%, твердое топливо — 19—20%. Стабильным он останется и на электроэнергию и тепло ГЭС и АЭС.
Однако в планировании производства и расходования электроэнергии есть существенные недостатки. На наш взгляд, нецелесообразно ставить в один ряд потребление энергии, получаемой за счет сжигания топлива в стационарных установках, и рост транспортных «аппетитов». Твердое топливо неперспективно для транспорта в целом, а использование природного газа сложнее, чем в стационарных установках. Вместе с тем при одной цене на тот же газ широкое его применение в стационарных установках существенно истощит природные запасы. Планируя обеспечение топливом различных районов страны, нельзя не учитывать возможности его добычи и поставки. В данном случае целесообразно подразделить страну на соответствующие категории.
Для справки
Не менее 2/3 всей энергии потребляют города.
Потребление энергии по «среднему» городу, в %:
35 — производственные комплексы (в т. ч. по теплоэнергии — 23,5, по электроэнергии — 11,5);
6 — наружное электроосвещение и электротранспорт;
59 — остальные потребители (в основном ЖКХ), в т. ч.по теплоэнергии — 42,5, по электроэнергии — 16,5.
Распределение энергии по источникам получения, в %:
66 — тепловая (от сжигаемого в генераторах топлива и получаемого тепла — 58, от ТЭЦ — 8);
34 — электрическая (от ТЭЦ — 9, КЭС — 10, ГЭС —8,5, АЭС — 6,5).
В планировании расхода топлива надо учитывать более длительный период, определяющий его запасы и возможности добычи. В литературе по этому поводу есть различные толкования. Экономическая целесообразность добычи нефти колеблется от 11—13 до 15—20 лет, а полноты извлечения из недр — 40—70%. По природному газу, считающемуся доминирующим в России до 2020 года, срок экономической рентабельности добычи оказывается более длительным.
Во второй половине XX века уделялось большее внимание нетопливным источникам (в частности, получаемым от АЭС) и недостаточное — использованию природных ресурсов. Это положение подтверждается отсутствием удовлетворительного топливного баланса страны и увеличенной в 3,1раза составляющей расхода энергии в стране на единицу производимой продукции по сравнению со странами ЕЭС. Жизнь не подтвердила целесообразность такого положения: чернобыльская катастрофа АЭС и намечаемое прекращение работы атомных электростанций в некоторых странах (например, в Швеции).