Крупнейшая партия сотовых телефонов задержана была в аэропорту Шереметьево в середине прошлого месяца. В десяти автофургонах находилось около 300 тонн контрабандного товара стоимостью свыше10 млн долларов.
В ходе расследования было установлено, что контрабандный товар поступал на грузовые терминалы аэропорта Шереметьево из Финляндии и Германии. Впоследствии эти мобильные телефоны, аксессуары к ним, компьютерные комплектующие и иная аппаратура вывозились на склады крупнейших компаний, занимающихся реализацией сотовых телефонов на всей территории России.
Фиктивные документы на контрабандный товар оформлялись с заниженной в несколько раз таможенной стоимостью через подставные фирмы. По данным МВД России, в результате проведенных обысков были изъяты 52 печати этих предприятий.
Электробытовая и компьютерная техника очень часто проходит по таким «серым» схемам. В частности, степень легальности рынка мобильных телефонов на сегодняшний день является наиболее низкой и не превышает 10%.
Исправить положение может импортирование компьютерной техники напрямую, без посредников. Эта система выгодна для добросовестных участников рынка, поскольку позволяет выдавить «серых» дилеров, создающих недобросовестную конкуренцию.
Такое решение уже принято, в частности, компанией «Евросеть», вице-президент которой Борис Левин встретился на прошлой неделе с Александром Ворониным, начальником Главного управления федеральных таможенных доходов, чтобы обсудить перспективы налаживания прямого импорта мобильных телефонов и оборудования к ним.
Такая инициатива не осталась незамеченной в Таможенной службе, приветствующей намерение компаний, торгующих электронной техникой, работать строго в правовом поле, быть «прозрачными» для таможенных и иных контролирующих органов.
Также, по мнению Александра Пляцевого, президента ассоциации РАТЭК, правительству необходимо взять под особый контроль ситуацию на рынке электробытовой и компьютерной техники, не допуская возникновения новых незаконных схем на месте закрытых каналов нелегального ввоза товаров; требуются изменения в нормативно-правовые акты для создания «прозрачных» механизмов реализации изъятого имущества.
Для обеспечения законной процедуры реализации конфискованных товаров и поступления в бюджет сумм, соответствующих их рыночной стоимости, по мнению А. Пляцевого, необходим надзор за результатами проводимых на рынке правоохранительных мероприятий.