Половина россиян считают, что качество школьного образования в настоящее время значительно уступает «советскому», и только каждый пятый заявил, что превосходит.
Начался новый учебный год. Школа снова стала в центре всеобщего внимания.
По расчетам Минобразования, в новом учебном году за парты сели 15,6 млн человек, из них 1,1 млн отправились в школу впервые. Но число учеников в общеобразовательных учреждениях России каждый год сокращается. В 2000/2001 учебном году их количество превышало 20 млн, в 2002—2003-мсоставило только 18,4. До 2010 года, по прогнозам экспертов, количество учеников уменьшится еще на 25—30%(до 13 млн чел.).
Два исследовательских центра — ВЦИОМ и Фонд «Общественное мнение» попросили россиян оценить качество обучения в средних школах, а также определить ее приоритетные задачи. На вопросы экспертов ответили более двух тысяч человек.
Оказалось, что уже четвертый год подряд половина мам и пап уверены: во времена их учебы школьная подготовка была более качественной. Несмотря на это, 41% респондентов все же оценили учебные заведения, которые посещают их чада, как «хорошие». При этом 39% затруднились выставить какой-либо балл. А каждый пятый поставил «двойку».
Первоочередная задача, по мнению «поколения родителей» (35—44 года), состоит в предоставлении качественного «базового» образования и подготовке к будущей профессиональной деятельности. А недавние выпускники (молодежь от 18 до 24 лет) чаще, чем другие, считают, что приоритетом выступает подготовка людей, способных «зарабатывать деньги». Но водном едины респонденты всех возрастов: успешная учеба в средней школе имеет определяющее значение для последующего жизненного успеха.
Оказывается, что две трети родителей «держат руку на пульсе» и часто (или периодически) общаются с учителями и администрацией школ. 75% интересующихся учебой заявили, что педагоги их детей — профессионалы, отзывчиво относящиеся как к ученикам, так и к их родителям. Лишь каждый десятый из числа опрошенных имеет негативный опыт контактов, обвиняя учителей в непрофессионализме, безграмотности и даже вымогательстве денег.
Более трети мам и пап принимают самое активное участие и в подготовке домашних заданий. Примерно такая же доля опрошенных открывает школьные учебники «время от времени» и чуть менее трети — вообще не вмешиваются в образовательный процесс.
По заявлениям родителей, как и в прошедшем учебном году, нужно готовить кошельки: школьные «поборы» сохранились. Чаще всего деньги сдавались на ремонт, подарки учителям и учебники.
Кого должна готовить школа? (%)
|
Все опрош. |
Возрастные группы, лет | ||||
18—24 |
25—34 |
35—44 |
45—59 |
старше 60 | ||
Культурных людей |
23 |
20 |
27 |
21 |
23 |
23 |
Образованных людей, подготовленных к профдеятельности |
41 |
38 |
43 |
49 |
40 |
35 |
Людей, способных обеспечить свою жизнь |
14 |
19 |
16 |
12 |
14 |
10 |
Достойных семьянинов |
11 |
12 |
7 |
11 |
12 |
13 |
Патриотов своей страны |
7 |
6 |
3 |
4 |
9 |
12 |
Другое |
4 |
4 |
4 |
2 |
1 |
7 |
На что сдаем деньги, %
Респонденты могли отметить более одной позиции |
2004 |
2005 |
На учебники |
32 |
27 |
На техоснащение класса |
21 |
19 |
На репетиторов |
15 |
12 |
На ремонт школы |
38 |
33 |
На охрану школы |
21 |
20 |
На школьную форму |
17 |
15 |
На подарки учителям |
31 |
28 |
Ни на что не сдаем |
2 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
6 |