Жилье по-прежнему проблема для многих, а значит, и для государства. Ведь там, где негде жить, некому и работать. Сельское хозяйство, к примеру, постоянно сталкивается с нехваткой специалистов. Предложения по господдержке молодых специалистов, работающих в сельской местности, путем обеспечения жильем молодых семей, подготовленные Минэкономразвития, на встрече с журналистами ведущих СМИ представил Герман Греф.
Проблему предлагается решать с помощью ипотеки. А чтобы она стала более доступной для сельского населения, в МЭРТ считают необходимым привлечь бюджетные средства. Конкретные условия поддержки будут зависеть от уровня развития региона. Чем он выше, тем меньше участие федерального бюджета.
В соответствии с программой МЭРТ (а стартует она при одобрении правительством уже в 2006 г., деньги в бюджете под нее, по словам Г. Грефа, заложены)семье молодых специалистов из двух работающих государство помогает в приобретении жилья площадью 50 кв. м.
Так, для специалистов высокоразвитых регионов бюджетная субсидия на первоначальный взнос составит 50% от стоимости жилья. При этом 15% профинансирует федеральный бюджет и 35 — региональный. В развитых регионах-донорах молодые специалисты также получат 50-процентную бюджетную субсидию, но 20% за счет федерального, 30 — за счет регионального бюджета. На остальную сумму будет предоставляться ипотечный кредит, который гасится равномерно ежемесячными платежами. Минимальный доход на человека, необходимый для участия в программе, составит 4316 и 4045 руб. соответственно.
Основные группы регионов
✔ Высокоразвитые: Республика Татарстан, Липецкая, Московская, Самарская, Тюменская области, Ханты-Мансийский АО и т. п.
✔ Развитые регионы-доноры: Республика Коми, Башкортостан, Вологодская, Свердловская, Пермская, Нижегородская, Ленинградская области...
✔ Регионы со средним уровнем развития: Кемеровская, Рязанская, Тульская, Калужская, Новгородская, Тверская области, Чукотский АО…
✔ Депрессивные регионы: Приморский край, Коми-Пермяцкий АО, Ивановская, Ульяновская, Курганская области…
В регионах со средним уровнем развития доля бюджетного участия увеличена до 60% от стоимости жилья (40%— бюджет Федерации и 20 — региона). На оставшуюся сумму дается ипотечный кредит, погашение которого возможно по двум схемам:
- постепенно растущие платежи по кредиту: увеличение платежа осуществляется один раз в год (к примеру, на 5%)в течение 5 лет. В этом случае минимальный доход на человека должен быть порядка 3500 руб.;
- применение в первые три года кредитного срока субсидируемой процентной ставки (за счет регионального бюджета). Например, в 1-й год ставка субсидируется на 6% (разница между рыночной ставкой АИЖК 14% и установленной для заемщика ставкой 8%), во 2-й — на 4,5%, в 3-й— на 1%, а потом соответствует рыночной ставке. Минимальный доход — около 2600 руб.
Отдельная проблема — депрессивные регионы. Здесь предлагается обеспечивать специалистов муниципальным жильем, которое наполовину будет строиться за счет федерального бюджета, а наполовину — за счет регионального (муниципального). Это жилье, предоставляемое по договору найма, семьи впоследствии смогут выкупить.
Способ поддержки наименее экономически развитых регионов вызывает, мягко говоря, некоторые сомнения. Возможно, федеральный бюджет и выделит необходимые средства. Но вот найдут ли вторую половину субъекты? Вопрос риторический. Есть и другой вопрос, который тоже не требует ответа. Даже не вопрос, а проблема отбора тех семей, которым дадут муниципальное жилье. Бескорыстного отбора.
К сведению
Развитие ипотеки приведет к повышению спроса на жилье, а это может вызвать рост цен. В этой связи в МЭРТ считают необходимым стимулирование предложения, для чего в 2006 г. правительство выделит более12,5 млрд руб. субсидий субъектам РФ для инженерного обустройства территорий, передаваемых под жилищную застройку. Средства будут выделяться в виде госгарантий по кредитам, которые субъекты возьмут у банков на обустройство этих территорий.