Российская казна растет не по дням, а по часам —тут и бюджет, и Стабфонд, и золотовалютные запасы. Нефть дорожает, и вместе с этим прибавляется головной боли у российских чиновников — куда девать «халявные» деньги. Казалось бы, проблем в стране не счесть — только работай, но оказывается, что деньги в экономику пускать нельзя — разворуют… да и инфляция опять же. Наконец, все-таки решили, что в 2006 году на финансирование важнейших инвест проектов выделят из бюджета 69,7 млрд рублей. И тут снова проблема — как их поделить между всеми желающими?
Инвестиционный фонд по плану должен заработать уже в 2006 году. Образовать-то его образовали, но надо прописать механизм работы, согласовать с другими ведомствами. О том, как идет работа в этом направлении, рассказал замдиректора Департамента стратегии социально экономических реформ МЭРТ Александр Устинов.
Деятельность Инвестфонда будет регламентироваться двумя документами— положениями об Инвестфонде и об инвестиционной комиссии для отбора инвестпроектов.
В результате корректировки первоначальных вариантов этих документов, не так давно обсуждавшихся на правительстве, минимальная доля участия частного сектора в проекте возросла с 10 до 25%. Кроме того, Минфин смягчил условия для предоставления госгарантий. По бюджетному законодательству все выделяемые из бюджета кредиты должны быть со 100%-ной гарантией, а для Инвестфонда это положение смягчено, и в бюджете гарантируется только 60% от суммы кредита.
Также изменилась процедура участия в проекте инвестиционных консультантов. Изначально предполагалось, что заключение на проект будет давать один консультант, но критерии его отбора задавались неоправданно высокие (ни один российский консультант под них не подходил). В результате решили, что на первом этапе проект оценивает инвест консультант, выбранный и оплаченный инициатором проекта. А затем, перед рассмотрением его правительственной комиссией, МЭРТ приглашает своего инвестконсультанта и оплачивает его работу из денег Инвестфонда (которых, кстати, и так немного).
Участие государства в инвест проектах предполагается в трех формах: прямые инвестиции, государственные гарантии, взнос в уставный капитал. Заявку с проектом могут представлять юрлица всех форм собственности, в том числе и сам МЭРТ. Собственность государства при осуществлении проекта будет оцениваться исходя из доли его первоначального участия на основании заключенного инвестиционного соглашения. Что касается механизма контроля за реализацией проекта и расходованием госсредств, то тут предполагается мониторинг проекта (правда, его детали еще нормативно не закреплены).
В общем, «бумажная» работа над реализацией механизма функционирования Инвестфонда в МЭРТ кипит, создается «куча» нормативно-правовых и методических документов. Например, детально прописываются порядок мониторинга проектов, методика определения количественных критериев, порядок применения этих критериев, формы инвестиционного соглашения, порядок предоставления госгарантий ит.п. Но, задумайтесь, ради чего все это делается? Главный критерий отбора проекта — его стоимость должна быть не меньше 5 млрд рублей. Если из них 75% финансирует государство, то таких проектов отберут не больше 18. Получается, что это не поток, а штучный товар, и решить все можно было в индивидуальном порядке. Тем более что уже сейчас не скрывается желание наших олигархов, например О.Дерипаски и С. Богданчикова, поучаствовать в «национальных проектах». Это косвенным образом подтверждает и А. Устинов, когда в качестве примера возможных инвестпроектов приводит строительство взлетно-посадочной полосы и дороги «государственного масштаба» до нефтяной скважины.