Для акционерных обществ как поставщиков различных товаров, работ и услуг заключение госконтракта — выгодное и прибыльное мероприятие. Заказ может размещаться двумя способами: путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе электронного) либо без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Для компании, решившей стать участником размещения госзаказа, важно не только понимать саму процедуру, но и знать практику обжалования действий заказчиков. Это поможет избежать ошибок, беспрепятственно принять участие в конкурсе и, возможно, стать победителем.
В настоящее время государственный и муниципальный заказ — важнейшая часть рынка во всех сферах деятельности. Многие компании активно участвуют в размещении госзаказа.
Для того чтобы участие в размещении госзаказа стало для акционерного общества выгодным и прибыльным, недостаточно время от времени подавать заявки на участие в закупочных процедурах. Необходимо выстроить систему, которая, с одной стороны, учитывала бы особенности размещения государственного и муниципального заказа, с другой — позволяла бы подразделениям компании активно взаимодействовать между собой в целях формирования наиболее выгодного предложения по конкретной закупке. Для этого важно четко представлять себе этапы участия в госзакупках.
Этап первый: поиск
В настоящее время все государственные и муниципальные заказы собраны на официальном сайте РФ о размещении заказов1.
После того, как компания остановит выбор на интересном ей заказе, необходимо проанализировать его на предмет выгодности для общества. Важно не только рассчитать прибыль, которую получит компания, но и неизбежные расходы, связанные с участием в закупочных процедурах и заложенные в цену контракта. Так, если в последнюю включены расходы по доставке товара заказчику, для компании тем выгоднее исполнять данный контракт, чем ближе к заказчику она находится. Также нужно принять в расчет и ресурсы организации — сможет ли она своими силами исполнить весь объем контракта или придется привлекать соисполнителей?
Подобных нюансов множество, поэтому аналитическая работа, предшествующая участию в госзаказе, должна быть проведена на должном уровне.
обратите внимание
Это особенно важно при участии в электронных аукционах. Как показывает практика, во многих из них участники, торгуясь и стремясь одержать победу любой ценой, значительно снижают цену (иногда в два раза и более по сравнению с начальной ценой контракта — при том, что заказчики обязаны установить обоснованную, то есть близкую к рыночной начальную цену). В результате победитель аукциона при исполнении контракта сталкивается с отсутствием у себя достаточных денежных средств и не в состоянии выполнить условия контракта.
Этап второй: заявка
На данном этапе компании-участнику следует подать заявку с предложением размещения заказа.
Заявка должна соответствовать установленным требованиям, которые содержатся в документации по закупке (извещении о проведении запроса котировок, конкурсной или аукционной документации).
Правильно составленная заявка должна содержать:
- согласие компании участвовать в конкурсе на размещение заказа на условиях, предусмотренных документацией;
- конкретные показатели предлагаемого для использования товара.
Составлять заявку следует строго в соответствии с требованиями заказчика.
обратите внимание
Вносить изменения в текстовую часть заявки или при заполнении таблиц недопустимо.
Правила подачи заявки различны в зависимости от процедуры. Например, в конкурсе и запросе котировок заявка может быть подана в письменном виде или в форме электронного документа непосредственно заказчику по адресу и во время, указанные в документах. В электронном аукционе заявка подается только в электронной форме через интерфейс торговой площадки, на которой проводится аукцион.
Этап третий: подписание контракта
Компания-победитель обязана заключить контракт, проект которого она получает от заказчика.
Контракт должен быть подписан компанией-победителем, которая также обязуется обеспечить его получение заказчиком в срок, указанный в документации по закупке. В противном случае компания будет признана уклонившейся от заключения контракта и сведения о ней будут внесены в «черный список» — реестр недобросовестных поставщиков.
обратите внимание
Компания с подобной репутацией лишается возможности участвовать в размещении госзаказа в течение ближайших двух лет.
Этап четвертый: исполнение
Итак, контракт подписан, следующий этап — его исполнение. Он должен быть исполнен обеими сторонами в точном и полном соответствии с условиями. Практика показывает, что на стадии анализа закупки победители часто поверхностно изучают условия контракта, переоценивают свои возможности и недооценивают потенциальные расходы. Как следствие, исполнителям бывает сложно соответствующим образом исполнить контракт, что приводит к конфликтам с заказчиком.
Зачастую и сам заказчик неполно или неверно устанавливает требования по исполнению контракта. В большинстве случаев это касается строительных заказов, в которых заказчик может не учесть некоторые виды работ, которые необходимо выполнить, или занизить объем работ по ремонту.
обратите внимание
В этом случае исполнителю — в его же собственных интересах — необходимо действовать в полном соответствии с положениями контракта, регулирующими подобную ситуацию, а в отсутствии таковых — в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (например, в установленный срок письменно уведомлять заказчика о создавшейся ситуации, выполнять его законные и соответствующие контракту указания и т.д.).
По результатам исполнения контракта исполнитель должен составить и представить заказчику на рассмотрение и подписание итоговый пакет документов — акты приема-передачи, выполненных работ, оказанных услуг и т.д.
Право на обжалование
Государство тщательно регламентирует процедуры закупок. Если коммерческая организация при осуществлении закупки вправе определять условия проведения процедуры самостоятельно (например, выбрать способ закупки, установить собственные требования к претендентам, даже нарушающие конкуренцию), то государственные и муниципальные заказчики обязаны руководствоваться требованиями специального закона (в настоящее время это Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон)), в котором установлены крайне жесткие и практически не оставляющие заказчикам свободы выбора правила.
обратите внимание
Нарушение заказчиком любого из этих правил влечет серьезную административную ответственность. Особенно законодательство о госзакупках защищает участников размещения заказа, стремясь обеспечить равные для всех соискателей возможности участия в отборе.
На любой стадии размещения госзаказа заказчик в силу различных причин (невнимательность, некомпетентность, желание помочь «своему» участнику) может нарушить права компаний-участников: например, ограничить количество претендентов, установить завышенные требования к предмету закупки, противоречащие закону, или незаконно чинить препятствия компании, пожелавшей принять участие в отборе.
У компании есть два пути решения проблемы: обратиться в суд или подать жалобу на действия заказчиков в систему органов, уполномоченных решать подобные вопросы.
Независимо от категории заказчика (федеральный, региональный, муниципальный), подавляющее большинство жалоб подаются в Федеральную антимонопольную службу. Именно ФАС России проверяет сведения, содержащиеся в жалобе компании, и выносит соответствующее решение.
Если решение контролирующего органа не устроит компанию, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Право на административное обжалование действий заказчиков действует в течение 10 дней со дня размещения на сайте протокола об итогах госзакупок. В любом случае контракт не может быть заключен до тех пор, пока не истечет установленный десятидневный срок.
Подавая жалобу на действия заказчика, компания не оплачивает госпошлину, а все результаты рассмотрения ФАС России поданных жалоб, а также итоги проверок соответствия законодательству действий заказчиков размещаются на официальном сайте госзакупок.
Открытые аукционы в электронной форме обретают все большую популярность, поэтому рассмотрим их более подробно.
Бизнес в «сети»
Под открытым аукционом в электронной форме понимается аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете. Как отмечалось, информация о закупках размещается на соответствующем сайте, а также на официальных сайтах субъектов Федерации. Сведения о муниципальных заказах публикуются на сайтах муниципальных образований.
Извещение о проведении аукциона должно быть размещено в электронной форме на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Документы и сведения, направляемые в форме электронных документов участником размещения заказа, должны быть подписаны электронной цифровой подписью.
Для участия в аукционе необходимо пройти аккредитацию у оператора электронной площадки в качестве участника.
обратите внимание
Аккредитация действует три года и открывает двери для участия в любых открытых аукционах в электронной форме, проводимых на электронной площадке у данного оператора (п. 9 ст. 41.3 Закона). Для ее получения участнику следует представить ряд документов и сведений, перечисленных в ст. 41.3 Закона. Список является исчерпывающим и никто не вправе требовать представления каких-либо документов сверх установленных.
Максимум через пять дней со дня подачи документов компанию-заявителя обязаны аккредитовать (или отказать в аккредитации) и открыть счет для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе. Кроме аккредитации понадобится подать заявку (для участия в таком аукционе заявка состоит из двух частей, содержание которых регламентировано ст. 41.8 Закона), направив ее оператору электронной площадки в форме электронного документа. Тем самым участник дает согласие на списание денежных средств, находящихся на его счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, в качестве платы за участие.
Подать можно лишь одну заявку в отношении лота, участвующего в аукционе. Далее аукционная комиссия в срок, не превышающий семь дней, решает вопрос о допуске (или отказе в нем) участников к аукциону на основании рассмотрения первых частей заявок. Если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подана только одна заявка или не подано ни одной, аукцион признается несостоявшимся.
Аукцион проводится на открытой площадке в день, указанный в извещении, но не раньше двух дней со дня окончания рассмотрения первых частей заявок. При проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников открытого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения открытого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного периода ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступит, аукцион автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
Победителем признается участник, предложивший наиболее благоприятные условия. С ним будет заключен государственный (муниципальный) контракт не ранее чем через 10 дней после размещения на официальном сайте протокола подведения итогов аукциона.
1 www.zakupki.gov.ru