Социальные сети — наиболее активно развивающийся сегмент российского Интернета. С их доходами, по мнению части аналитиков рынка, никогда не сравняются доходы деловых сетей.
Сети пользователями прирастают
Россия занимает первое место в мире по количеству времени, проведенному в соцсетях, согласно исследованиям компании ComScore, также ей принадлежит первое место по количеству просмотренных страниц, поделился с «ЭЖ» данными Илья Широков, руководитель бизнес-подразделения «Социальные сети» Mail.ru Group.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доля пользователей Интернета в I квартале этого года достигла уже 55% россиян. Для сравнения: к концу II квартала 2011 г. их доля составляла 46%. При этом наиболее стремительно растет количество ежедневных пользователей. На сегодняшний день на них приходится 36%, при этом к концу II квартала 2011 г. на подобных пользователей приходилось 30% наших соотечественников.
Сегодня в социальных сетях зарегистрировано 82% пользователей Интернета.
Половина активных пользователей в России тратит более пяти часов в месяц на посещение сайтов социальных сетей. При этом 23% респондентов признались, что проводят более 20 часов в месяц в социальных сетях, 89% респондентов ответили, что являются активными пользователями известных социальных сетей.
Интересны результаты опроса, присланного в редакцию «ЭЖ» руководителем пресс-службы компании HeadHunter Иваном Тютюнджи. В исследовании, проведенном компанией, приняло участие 5000 человек, работающих в различных российских компаниях.
Наиболее активными пользователями социальных сетей оказались маркетологи (79%), журналисты (76%) и снабженцы (70%). При этом представители этих профессий зарегистрированы, как правило, сразу в нескольких сетях.
Для развлечения в социальные сети приходят обычно представители сферы туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса (50%), маркетологи (46%) и студенты.
Для общения с друзьями в социальных сетях больше остальных проводят время врачи и фармацевты (85%), снабженцы (82%) и административный персонал (77%).
Работу в социальных сетях чаще всего ищут топ-менеджеры (14%), HR-специалисты и маркетологи (25%).
Для получения информации социальные сети наиболее активно используют журналисты (64%), маркетологи (62%) и фармацевты (58%).
«Одноклассники» ушли в отрыв
На основании полученных данных ВЦИОМа наиболее популярной социальной сетью Рунета являются «Одноклассники», принадлежащие Mail.ru Group. Ими пользуется 72% российского Интернета.
«Одноклассники.ру» — российский аналог сайта Clasmates.com. Главная цель этой социальной сети — обеспечение общения между одноклассниками, однокурсниками и бывшими выпускниками различных учебных заведений. Место учебы является основным критерием поиска. Сеть была запущена весной 2006 г.
По заявлению И. Широкова, одноклассники находятся на четвертом месте в мире по популярности после Facebook, Yotube и Google, а в мае 2012 г. российская социальная сеть обогнала Yahoo.
Недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайство кипрской компании Nessly Holding Limited о приобретении 100%‑ной доли в уставном капитале ООО «Одноклассники». На запрос в пресс-службу компании Mail.ru Group получен ответ, что кипрская фирма входит в состав Mail.ru Group и данный шаг направлен на реструктуризацию и повышение доходности бизнеса.
По оценкам Mail.ru Group, в 2011 г. социальная сеть «Одноклассники» и мессенджер «Mail.ru Агент» стабильно увеличивали свою аудиторию, которая достигла 20,8 млн (TNS) и 22,9 млн ежемесячных пользователей соответственно.
В 1-м полугодии 2011 г. выручка «Одноклассников» составила 57,3 млн долл., что примерно соответствует четверти всей ежегодной выручки, утверждают аналитики специализированного портала Tadviser.ru. Комментировать эти данные в пресс-службе компании Mail.ru Group отказались.
Из доклада, опубликованного ВЦИОМ, видно, что сеть «Одноклассники» посещает 73% приверженцев социальных сетей. Сеть имеет пользователей в 229 странах мира. Единственная страна, из которой не зафиксировано ни одного визита, — острова Питкэрн. В России треть пользователей сети «Одноклассники» заходит в Интернет с мобильного телефона.
Vkontakte — российская социальная сеть, занявшая в Рунете второе место. В октябре 2006 г. был зарегистрирован домен Vkontakte.ru. Основателями сети были Павел Дуров и Вячеслав Мирилашвили. На сегодняшний день аудитория этой сети — 62% пользователей Интернета. Первоначально она задумывалась как платформа для общения студентов и выпускников, при этом впитала в себя большое количество черт международного ресурса Facebook.
На данный момент сеть на 39,9% принадлежит Mail.ru Group, у В. Мирилашвили — 42%, у П. Дурова — 12, у Льва Левиева — 6%.
На третьем месте, по данным ВЦИОМ, расположилась сеть «Мой мир», также принадлежащая Mail.ru Group. Ее популярность в последнее время значительно выросла — с 22 до 31%. Проект был запущен в 2007 г. компанией в качестве собственной социальной сети.
При этом нельзя не отметить рост популярности среди российской аудитории зарубежных сетей. Сегодня в России доля международной сети Facebook составляет, по данным ВЦИОМ, 18%, а Twitter — 9%.
Доля пользователей остальных сетей, по данным ВЦИОМ, не превышает 6%.
Одни играют — другие на них зарабатывают
Мировая популярность социальных сетей сформировалась во второй половине 2000-х гг. Основное их достоинство в глазах рекламодателей состояло в том, что пользователь, регистрируясь в сети, оставлял личные данные о себе. Это позволяло использовать в отношении его персонифицированную рекламу.
Однако оказалось, что посетители социальных сетей значительно реже переходят по рекламным объявлениям, чем обычные интернет-пользователи. Если в соцсетях реагирует на рекламные объявления 57% пользователей, то вне их — 70%. По данным исследователей рынка, всего 11% пользователей соцсетей совершает покупку по рекламным объявлениям, опубликованным в сетях. При этом обычная интернет-реклама является катализатором для совершения покупок у 23% пользователей.
Именно этот фактор способствовал тому, что в глазах рекламодателей социальные сети не стали слишком привлекательными. Так что основными источниками дохода для владельцев социальных сетей сегодня являются платные сервисы, игры и реклама.
Но, по мнению И. Широкова, благодаря ряду шагов, сделанных Mail.ru Group, доходы компании в этом сегменте распределяются примерно поровну между играми, платными сервисами и рекламой.
«Если говорить о платных контентах, то в „Одноклассниках“ самыми востребованными являются темы, касающиеся кулинарии, дизайна, ухода за собой, юмора. Что касается рекламы, у нас (Mail.ru Group) cуществует возможность как разместить обычную рекламу, так и вести группу от лица компании, использовать кнопку „класс“ и писать комментарии. Все зависит от товара, услуг и задач, которые стоят перед рекламщиками», — рассказал И. Широков.
Но, насколько бы хитроумными ни были старания рекламщиков, львиная доля доходов владельцев сетей приходится на игровые приложения.
В мае текущего года 24 млн пользователей «Одноклассников» играли в социальной сети, помогая тем самым ресурсу начать контролировать половину рынка с конца 2012 г.
По прогнозам портала Appdata.ru, доходы «Одноклассников» от игровых приложений в текущем году достигнут 135 млн долл. В то время как рынок игр оценивается ресурсом в 275 млн долл. Второе место принадлежит Vkontakte — 105 млн долл., а третье — «Моему миру» с 35 млн долл.
«Мы надеемся, что рынок игр в соцсетях сохранит рост доходов от игр на уровне 10—15% ежемесячно», — заключил И. Широков.
Разницу в доходах от игр в «Одноклассниках» и Vkontakte аналитики рынка объясняют тем, что пользователи «Одноклассников» старше и чаще готовы платить за игры. Аудитория Vkontakte, в свою очередь, в силу возраста не рвется платить за контент.
Нужно отметить, что наиболее популярны среди женской половины в возрасте от 20 до 40 лет всевозможные игры вроде «Фермы», где посетительницы за реальные деньги приобретают символические преимущества. Мужская аудитория «Одноклассников» выбрала покер и стратегии. Аудитория Vkontakte отдает свои голоса за RPG и более сложные стратегии.
Не играми едиными
Кроме социальных сетей в российском Интернете представлены так называемые деловые сети. Это такие проекты, как Профессионалы.ру, RB.ru, Free-lance.ru Ibusiness.ru. В прошлом году они пополнились американской сетью Linkedin.
При сравнимых объемах аудитории деловых сетей с крупными социальными сетями доходы их несопоставимы по причине меньших объемов платных контентов.
Не прибавляет первым доходности также активизировавшийся в последнее время процесс, когда социальные сети начали возлагать на себя функцию рекрутинговых сервисов. Так, принадлежащий компании Mail.ru Group рекрутинговый портал HeadHunter запустил приложение в Facebook, где пользователи могут искать работу и изменять параметры собственной анкеты, не выходя из аккаунта.
Таким образом, по мнению некоторых аналитиков рынка, доходы этого вида сетей вряд ли смогут сравняться с доходами социальных сетей.
к сведению
Социальные сети готовятся к возможному введению новых правил, предложенных депутатами. Наиболее радикальные меры по регулированию пользователей в Сети предложил 12 октября 2012 г. депутат от партии ЛДПР Вадим Деньгин. Суть его предложений сводится к регистрации пользователей в соцсетях по паспорту РФ. По мнению автора проекта, после поддержки предложенной инициативы профильным комитетом необходимо создать комиссию, способную претворить это новшество в жизнь.
Многие аналитики рынка считают воплощение в жизнь этих предложений маловероятным. Руководитель пресс-службы компании HeadHunter И. Тютюнджи назвал их «ненужными, непродуманными и нереализуемыми инициативами». Другие, как, например, сотрудник пресс-службы компании Mail.ru Group Мария Лапук, отказались от комментариев, добавив при этом, что, если депутаты примут подобные решения, «мы будем следовать закону».