Не успели создать Инвестфонд, как уже нашлись желающие его поделить. На экономическом совете московского отделения «Единой России» правительству было предложено пять инвестиционных проектов, имеющих с их точки зрения большое значение для столицы. Все они так или иначе связаны с интересами крупных российских собственников.
Как заполучить средства Инвестфонда — вот вопрос, над которым сейчас ломают головы воротилы бизнеса. Судите сами: беспроцентные миллиардные кредиты в наше время раздают нечасто. А тут, вложив в проект четверть необходимой суммы, гарантированно получаешь от государства оставшуюся часть и запускаешь подрядный механизм строительства (со всеми откатными схемами), да еще и мощный PR. Ну чем не шоколад? И это в условиях, когда через 3 года люди в правительстве скорей всего сменятся и, как у нас бывает, в общей неразберихе про возврат средств вообще «забудут». Так что есть над чем подумать.
Московские власти представили на рассмотрение пять проектов:
- Развитие энергогенерирующих мощностей в Москве, включая строительство питающих центров.
Срок реализации — 5 лет, объем финансирования — 45млрд руб., значимость — построенные мощности позволят обеспечить электроэнергией Москву и близлежащие области (Рязанскую, Тульскую и т. д.).
Очевидно, что РАО «ЕЭС России», выплачивающее своему менеджменту миллионные гонорары, «особо нуждается» в госинвестициях. Это и понятно — в России ведь не модно вкладывать прибыль в производство.
- Организация пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги (МК МЖД) со строительством пересадочных узлов.
Срок реализации — 4 года, финансирование — 40 млрд руб., значимость — повышение качества транспортного обслуживания, улучшение инфраструктуры прилегающей к МК МЖД городской территории.
Здесь прослеживаются интересы далеко не бедного монополиста ОАО «РЖД».
- Строительство предприятия по переработке медных руд Удоканского месторождения в России.
Срок реализации — 5 лет, объем средств — 15 млрд руб., значимость — медь является стратегическим сырьем для промышленности. Потери консолидированного бюджета города от возможного экспорта сырья «неправильными» собственниками могут составить 1,4 млрд руб.
Инициаторы проекта скрыты от широкой общественности. Известно только, что совместное освоение Удоканского месторождения предположительно будут осваивать ОАО «Забайкальская торная компания» и ОАО «Удоканскаямедь». Обе были созданы постановлениями Правительства Москвы в 1999 и2005 годах соответственно.
- Создание Московского городского технопарка «Нагатино-ЗИЛ».
Срок реализации не указан, объем средств — 28,5 млрд руб. Значимость — поддержка и развитие малого бизнеса, обеспечение предпринимателей нежилыми помещениями для производственных целей.
Проект разработан в Правительстве Москвы еще в2003 г., собственных средств на реализацию не хватило.
- Производство генноинженерного инсулина высокого качества.
Объем средств — 5,6 млрд руб. Значимость — снять зависимость жителей региона от импорта инсулина. Здесь, очевидно, «поработали» столичные фарм производители.
Вообще-то все проекты по своему значимы для социальной сферы города. Но насколько они приоритетны сточки зрения национальной экономики? Да и финансируя из госбюджета далеко не бедных монополистов, мы уменьшаем конкурентные возможности независимых производителей и способствуем дальнейшему процветанию олигархического капитала, а как следствие, и коррупции.
Поэтому при отборе проектов, по словам представителя Администрации Президента С. Воскресенского, «должна быть соблюдена максимальная прозрачность».