Поле Куликово! Место величайшего на Руси сражения, поворотный пункт в русской истории! Все последующие события держатся на нем и определяются им. Память о стойкости, бесстрашии и великом мужестве воинов Дмитрия Донского вдохновляла наших предков и в Бородинском сражении, и при защите Севастополя, и при обороне Сталинграда и на Курской дуге...
Поле Куликово! Место, где Русская земля увидела, что сможет одолеть врага и одолеет. Место, где был заложен краеугольный камень будущей мощи Великой Империи. Место рождения русской нации! Символ сплочения и единения народа. Пришли сюда дружины разрозненных княжеств, а «вернулся единый русский народ» (Л. Гумилев).
Поле Куликово! Символ необоримого стремления русского народа к независимости, его готовности заплатить за свою свободу любую цену, какой бы великой она ни оказалась! Не Дон здесь русские войска сторожили, но Родину от неволи избавляли. Куликовская битва! Неподвластный времени подвиг, служащий «образцом мужества и верности долгу», призывающий нас быть достойными «славы и памяти наших предков» (В. Путин).
Поле Куликово! Место великой гордости, но и высокой печали! Десятки тысяч русских бойцов сложили здесь свои головы. «Потомки, кланяйтесь!.. Они легли за вас! Паденьем славным их Отечество восстало» (Г. Державин).
Cборы и выступление русских войск на борьбу с Мамаем сопровождались многими предчувствиями, предзнаменованиями, необыкновенными чудесами...
Московский князь Дмитрий в ожидании битвы дни и ночи проводил в молитвенном плаче: «Господи, Светодатель, не сотвори нам того, что отцам нашим сотворил, наведя на их города злого Батыя. Не до конца прогневайся на нас, Господи, Царь, Владыка, и за слезы мои укроти сердце свирепому зверю!»
«Все с Богом творящий», ни одного серьезного решения не принимал он, не помолившись. Чутко прислушивается Дмитрий и к своему сердцу, и к вестям о дивных событиях, происходящих в то время по всей Руси, и к напутствиям русских пастырей.
Сергий
В трудный час особенно важна будет поддержка, оказанная Дмитрию великим русским подвижником Сергием Радонежским, к которому он приехал на поклон. Князь спешил, ибо уже шли ему вести о продвижении Мамая, но святой игумен Троицкой лавры уговорил князя остаться на трапезу: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся».
Когда встал князь от трапезы, Сергий окропил его святой водой и осенил крестным знамением: «Иди, князь, на поганых половцев, Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил тихо: «Победишь супостатов своих, как и подобает тебе».
Преподобный отпустит с Дмитрием и двух своих иноков богатырей Пересвета и Ослябю, вручив каждому из них схиму (головной покров), украшенную нашитым крестом: «Вот вам оружие нетленное! И сражайтесь твердо, как славные воины, за веру Христову и за все православное христианство!»
Когда князь с дружинами был уже в пути, Сергий прислал ему просфору. А в приложенной грамоте укреплял Дмитрия: «Без всякого сомнения иди против них и твердо надейся, что поможет тебе Господь и пресвятая Богородица».
Преподобный отец наш, Сергий, моли Бога о нас!
Епифаний
Рассказывают, что двигавшийся на соединение с Мамаем литовский князь Ягайло, несколько заплутав в пути, вышел к одному из русских монастырей. Заметив приближение вражеского войска, настоятель обители о. Епифаний отпустил братию к князю Дмитрию, сам же вышел навстречу литовцам.
«Где расположены рати Московского князя?» — стали приставать к нему те с расспросами, но Епифаний отвечал, что и знать не знает и что не лучше ли им отдохнуть с дороги в монастыре, отведать что Бог послал.
И открыл погреба и пригласил «дорогих гостей» к трапезе. Ну а дальше пошел у них пир горой… А через день к Ягайло прибыл гонец с сообщением, что «время упущено, а войско Мамая разбито».Мужественный настоятель был предан литовцами лютой смерти.
Отче Епифание, мученик Христов, моли Бога о нас!
Святитель Николай
Вот еще одно предание, связанное с войском Ягайло. Во время его прохода по Русской земле одна из повозок обоза вдруг в стала как вкопанная. И как ни старались, сдвинуть ее с места не удавалось. Наконец, решили заглянуть внутрь ее и к немалому удивлению нашли в ней икону святителя Николая! Литовцы вздумали было посмеяться над ней, но были тут же поражены за святотатство слепотою. В страшном испуге, бросив икону, повозку, они разбежались по сторонам… А на месте явления иконы был впоследствии срублен храм, куда ее и поместили.
Образ святителя Николая был явлен и князю Дмитрию. На пути к Куликову полю в глухом лесном урочище вдруг увидел он необыкновенное сияние. Исходило оно с одного из высоких деревьев. Приблизились к нему и увидели, что меж ветвей его серебряно светит икона Николая Чудотворца. Это явление тако бодрило великого князя, что он не удержался, воскликнул с радостью: «Сие место угреша мя! Добрый знак подает нам Господь». И дал обет основать здесь монастырь. Так возник знаменитый Николо-Угрешский монастырь.
Святитель, отче Николае, моли Бога о нас!
Александр Невский
Вот еще одно доброе предзнаменование. В ночь перед Куликовской битвой в соборном храме Богородицы во Владимире пономари вдруг заметили, что у гробницы Александра Невского вдруг сама собой зажглась свеча и из алтаря вышли два старца, видом святые митрополиты Петри Алексий. «Восстании Александре, обратились они в сторону, где был упокоен русский князь. Восстани и ускори на помочь внуку своему, князю Дмитрию!» И тотчас как живой встал из гроба Александр, после чего все трое исчезли, растворившись в сумраке храма.
На следующее утро гроб Александра был вскрыт и мощи его были найдены нетленными.
Святой благоверный, князь Александр Невский, моли Бога о нас!
Дмитровская суббота
Было и в день самой битвы знамение. Когда пошли русские воины на врага, когда засверкали над ними мечи, когда затрещали сомкнувшиеся копья, появились вдруг и в небе великие рати, ведомые святыми воителями Христа: архистратигом Михаилом, Георгием Победоносцем, Димитрием Солунским, мучениками Борисом и Глебом… И виделось многим, что полетели от них на басурман тучи огненных стрел. Велик Бог Христианский!
И воодушевленные видением, храбро дрались русские воины, сдерживая наседающего врага. И час, и другой, и третий… И многие пали уже, приняв венец смертный. Но ударили тут засадные полки, «и обратились поганые, и побежали. Сыны же русские силою Святого Духа и помощью святых мучеников Бориса и Глеба гнали и секли их…»!
Так и была одержана донская победа, и не оружием только, и не одной мудростью человеческой, но и помощью Господа и Пречистой Матери Его, Пресвятой Богородицы. «Сотворил нам Господь спасение великое» — так говорили в те дни русские люди.
Большую цену заплатили мы за победу. Многие тысячи воинов погибли тогда. Князь Дмитрий «плачем великим убивался» о них:«Братья мои! Тут суждено вам место на поле Куликове, на речке Непрядве. Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за Русскую и за веру христианскую. Простите меня и благословите в сем веке и в будущем. Царство вам Небесное!»
И с той поры установил князь по всей Руси правило: ежегодно поминать павших воинов «доколе жива будет Русь». Так возникнет Дмитровская (Родительская) суббота — день памяти воинов (позже в этот день станут поминать и всех усопших предков).
Особые почести воздаст Дмитрий павшим в битве Пересвету и Ослябе. По благословению преподобного Сергия тела их будут похоронены возле храма Рождества Пресвятой Богородицы в Москве.
Русская церковь высоко ценит подвиг, совершенный русскими воинами во имя любви к Родине, свято веруя, что он принес мученические венцы всем участникам Куликовской битвы.
Их святыми молитвами да восставит Господь силу и величие земли Русской!