В ближайшие годы Россия планирует существенно расширить свои транспортные возможности для экспорта газа, нефти и нефтепродуктов. Однако существующая система (в основном это трубопроводы, износ которых превышает 50%) не позволяет выходить на новые рынки сбыта. На 4–й Международной конференции по экспорту и транспортировке углеводородов России и стран СНГ министерства регионального развития и транспорта представили перспективы развития отношений бизнеса и власти в этой сфере.
Потребность России в трубопроводах вызвана растущим спросом на углеводороды в странах Европы и Азии. По оценкам экспертов (TDJ), для реализации проектов в нефтегазовом секторе России потребуется до 2030 года 900 млрд дол. У России таких денег нет. Банки не смогут обеспечить потребности в капитале, несмотря на то что ликвидность нашего кредитного рынка возросла.
По словам Константина Харисова, начальника отдела региональной экономики Минрегионразвития, предполагается привлечение международных кредиторов и частных инвесторов из Индии и Китая. Как отмечает чиновник, это сблизит наши народы и уменьшит транспортные, строительные и эксплуатационные расходы по транспортировке нефти. К тому же суммарные валютные резервы Китая по состоянию на 1 января 2005 года уже превысили 800 млрд дол. Помощь со стороны потребовалась еще потому, что возрастной состав магистральных нефтепроводов требует пристального внимания, 35% трубопроводов эксплуатируется более 20 лет. Что касается «дружбы» с Европой, то у нее нет возможности инвестировать в российские проекты мирового масштаба.
Сейчас основная нагрузка на отечественном рынке транспортировки нефти на экспорт возложена на «Транснефть», но без реализации крупных проектов она не сможет обеспечить растущий спрос. По словам Рашада Гусейнова, советника главы Минтранса, при прогнозируемом росте нефтедобычи в России имеющийся пока профицит трубопроводных мощностей (порядка 20 млн) будет практически исчерпан уже в 2005 — первой половине 2006 года. А в перспективе у нас создание трубопровода в направлении Восточная Сибирь — Тихий океан мощностью первой очереди 30 млн тонн нефти в год и разработка маршрута экспорта западносибирской нефти.
По мнению законотворцев, для развития нефтепроводных направлений, проходящих через Россию, необходимо прежде всего создать благоприятный инвестиционный климат в области строительства и эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта (МТТ).
Для этого Госдума разрабатывает закон, в котором предусматривается частная собственность на трубопроводы. А роль государства в создании и развитии системы МТТ сводится к определению ценовой политики в сфере услуг по транспортировке продукции, формированию налоговой политики, поддержке МТТ в целях развития экономики, обеспечению энергетической безопасности. Но насколько этот проект имеет шанс стать законом, неизвестно. Поскольку Председатель Правительства Михаил Фрадков говорит обратное: в России частных трубопроводов не будет.