Заявления первых лиц российского правительства, которые они сделали на ежегодной конференции инвесторов, не оставляют сомнений, что нынешний монетаристский курс не претерпит существенных изменений и в следующем году. Как решить главную финансовую проблему страны, «куда девать лишние нефтедоллары», никто в правительстве пока не понял.
Пугало инфляции не дает спокойно спать Михаилу Фрадкову, публично пообещавшему на конференции инвесторов «избежать соблазна» потратить деньги Стабфонда. Судя по всему, соблазн у Фрадкова достаточно велик: «Нужда в расходах есть, но они должны быть эффективными, не нарушать достигнутую стабилизацию, при этом обеспечивая экономический рост». Но вот как далеко удастся пройти по качающемуся канату, никто не знает. Между тем речь о достаточно серьезной сумме: по прогнозам МЭРТ, объем Стабилизационного фонда на1 января 2006 г. составит1,5—1,6 трлн руб.
Что касается инвестиций, то ситуация выглядит вообще загадочно: в этом году их объем превысит 100 млрддол., причем, по оценкам Минфина, прямые инвестиции вырастут на 60%. Много это или мало и сколько вообще «топлива» требуется локомотиву отечественной экономики — неясно. Но, судя по словам премьер министра, что правительство хотело бы «организовать работу таким образом, чтобы абстрагироваться от дополнительных возможностей, которые появились в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой», стимулировать экономический рост власти могли бы.
Вместо этого правительство намерено и дальше просто наращивать расходную часть бюджета, используя ее то для вливания во Внешторгбанк, то на дорожное строительство. Энную сумму вообще планируется потратить на индексацию расходов на топливо Минобороны и МВД. Об этом, в частности, сообщил журналистам Алексей Кудрин в минувшую среду.
Бюджетный профицит в следующем году должен составить почти четверть всей доходной части государственной казны. Но по сравнению с объемом Стабфонда — это копейки. Единственный выход, который видит министр, потратить Стабфонд на выплату внешнего долга. Мысль неновая, но актуальная, особенно если учитывать предстоящую в феврале будущего года встречу министров финансов стран «большой восьмерки».
Видимо, в преддверии этого события глава российского Минфина и решил заняться пиаром, заявив на конференции, что Россия намерена досрочно выплатить в будущем году 10—15 млрд дол. внешнего долга. Более того, правительство готово одномоментно погасить весь внешний долг. Правда, с маленькой оговоркой, что для этого требуется разрешение правительств стран-кредиторов.
В результате «сэкономленные проценты» можно было бы направить на государственные проекты, связанные со строительством дорог к портам, аэропортам, месторождениям полезных ископаемых и т. д., то есть поступить прямо противоположно рекомендациям МВФ и Всемирного банка. Как отнесутся к этому в том же Парижском клубе, которому Россия должна сейчас 28 млрд дол., предугадать несложно. Ряд стран конвертировал долги в ценные бумаги, поэтому в досрочном их погашении никто из кредиторов не заинтересован.
В итоге может просто повториться прошлогодний сюжет, когда на нас едва не наложили штрафные санкции. Если ситуация повторится, то, возможно, предложение Кудрина инвестировать средства Стабфонда в государственные и корпоративные ценные бумаги, которое вызвало настоящий шок у некоторых аналитиков, окажется вовсе не таким уж и бредовым.