Но шанс исправить положение есть Производные финансовые инструменты (они же срочные инструменты или деривативы) значительно расширяют возможности инвесторов, в частности по страхованию рисков. Несколько лет наши законодатели пытаются создать для них правовую основу. О том, что же предпринимается, чтобы сдвинуть дело с «мертвой точки», недавно шла речь на «круглом столе», организованном Комитетом Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам и Ассоциацией российских банков.
Странах — важная часть финансового рынка. Фьючерсные и опционные контракты популярны среди инвесторов, поскольку позволяют эффективно управлять капиталом при минимальных затратах.
Россия сейчас на 22-м месте по объему рынка производных финансовых инструментов из 52 стран, имеющих развитые рынки деривативов, наряду с Австрией, ЮАР, Тайванем, Новой Зеландией. При этом только пятая часть этого рынка —биржевая.
Развитие торговли стандартными инструментами способствует снижению общего системного риска, потому что их используют разные участники — хеджеры, арбитражеры, управляющие инвестиционными портфелями и профессиональные биржевые игроки (спекулянты). Рынок уравновешивает их интересы и распределяет риски между ними.
В мире срочные контракты составляют значительную часть инвестиционных портфелей как профессиональных управляющих активами, так и частных инвесторов. В частности, те компании (хеджеры), которые при работе на срочном рынке стремятся обезопасить себя от неблагоприятного изменения цен на рынке базового актива, получают на срочном рынке возможность застраховаться как от падения, так и от повышения цен акций, облигаций, валюты; застраховать даже те акции и облигации, на которые не обращаются фьючерсы; страховать инвестиционные портфели целиком; застраховать валютную стоимость портфелей.
В то же время в России развитие рынка деривативов тормозит отсутствие необходимого законодательства. Подобные сделки все еще расцениваются как пари, то есть не имеют судебной защиты.
Чтобы устранить законодательные пробелы в регулировании срочного рынка в России, законодатели предлагали различные варианты решений — от принятия«толстого» специального закона до внесения изменений в Гражданский кодекс.
Однако было решено действовать поэтапно, обратив прежде всего внимание на банковский сектор. Любые сделки, по мнению зампреда Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам А. Аксакова, не должны быть лишены судебной защиты.
Тем более что в банковском секторе достаточно жесткая система лицензирования и надзор. Банковское законодательство содержит все необходимое для регулирования правоотношений при заключении срочных сделок вне зависимости от их правовой природы и дает основания для признания соответствующих обязательств сторон по срочным сделкам совершенными обязательствами.
Поэтому в Законе «О банках и банковской деятельности» предлагается прописать положение о том, что действие ст. 1062 ГК РФ не распространяется на сделки, заключенные кредитными организациями, или сделки, по которым они являются одной из сторон, в том числе и заключаемые по поручению клиентов.
Необходимо также достигнуть правовой определенности по использованию в типовом рамочном договоре условий ликвидационного неттинга (взаимозачета). Для этого предлагаются поправки в законодательство о банкротстве кредитных организаций. При этом главная трудность в том, чтобы одновременно с введением неттинга для финансовых срочных сделок не нарушить законодательство о банкротстве в части ограничений на проведение зачета при процедуре конкурсного производства. Когда будет отработана эта схема, то, по мнению А. Аксакова, ее можно распространить на все финансовые организации.
Важным шагом, приближающим нас к соответствующим международным стандартам, будет принятие изменений законодательства о залоге. При этом свою задачу законодатели видят в том, чтобы дать залогодержателю право распоряжаться предметом залога, если есть соответствующий договор между ним и залогодателем, возможность внесудебного взыскания этого залога и реализации предмета залога на бирже, если он обращается там и имеет биржевую (рыночную) цену. Кроме того, поправки распространяют институт ликвидационного неттинга на требования, возникающие из соглашения об обеспечении. При этом соответствующее изменение законодательства о банкротстве может быть проведено на втором этапе.
Готовятся также законодательные поправки в целях установления ограничения по работе с некоторыми банковскими счетами, в частности эскроу-счетами (см.«ЭЖ» № 23, c. 4), чтобы не было возможности взыскания на средства, находящиеся на этих счетах, и деньги могли уходить транзитом по назначению.
Действительно, внести изменения в законодательство проще, чем написать и принять новый отдельный закон. Кроме того, в АРБ уже разработан стандарт, содержащий основные определения видов срочных сделок, заключаемых без участия бирж и организаторов торговли. Может быть, такой подход все-таки приблизит срок правовой поддержки срочного рынка, обеспечив судебную защиту интересов сторон по таким сделкам и признание обычаев делового оборота.
Возможности использования фьючерсов и опционов для российского инвестора:
✔проведение высокодоходных (спекулятивных) операций;
✔страхование рисков на рынке ценных бумаг (хеджирование);
✔ страхование портфелей облигаций от изменения процентных ставок на долговом рынке;
✔ снижение валютного риска инвестиционных портфелей;
✔ арбитражные операции;
✔ эффективное управление портфелем акций с помощью фьючерсов на Индекс РТС;
✔ построение различных стратегий с использованием фьючерсов и опционов.
По материалам Фондовой биржи РТС