БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1083
«О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации»
С 1 января 2013 г. Минфин России уполномочен утверждать федеральные стандарты бухучета (в том числе упрощенные способы бухучета, включая упрощенную финансовую отчетность для малого предпринимательства).
Кроме того, с той же даты финансовое ведомство уполномочено:
— утверждать программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (по согласованию с Банком России);
— утверждать положение о совете по стандартам бухгалтерского учета и состав этого совета;
— осуществлять организацию экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета и обобщение практики применения таких стандартов;
— участвовать в разработке Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
С момента вступления постановления в силу Минфин России (по согласованию с Банком России и ФСФР России) уполномочен утверждать акты о введении в действие и прекращении действия МСФО и разъяснений к ним на территории Российской Федерации.
Документ вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с момента официального опубликования комментируемого постановления (на момент подписания номер журнала в печать документ официально не опубликован).
Приказ Минфина России от 17.08.2012 № 113н
«О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н».
Утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.
Напомним, что в соответствии с п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, представляя только баланс и отчет о прибылях и убытках без детализации показателей. Теперь эти формы утверждены. При их заполнении код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 04.10.2012 № 25592 и вступил в силу 28 октября 2012 г. — по истечении десяти дней после дня его официального опубликования («Российская газета», № 239, 17.10.2012).
НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Письмо ФНС России от 17.10.2012 № ЕД-4-3/17586@
Федеральная налоговая служба направила в нижестоящие налоговые органы письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03-07-15/127 о том, как применять заявительный порядок возмещения НДС в случае, когда банковская гарантия представлена в налоговую инспекцию на часть суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации.
Одно из условий применения налогоплательщиком заявительного порядка возмещения НДС из бюджета — это представление в налоговые органы банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по возврату в бюджет суммы НДС, заявленной к возмещению.
В письме Минфина России, направленном в инспекции, говорится, что представление банковской гарантии на часть суммы налога, заявленной в декларации по НДС к возмещению из бюджета и указанной в заявлении о применении заявительного порядка возмещения налога, не противоречит Налоговому кодексу РФ. И что налогоплательщик вправе реализовать право на возмещение НДС как в отношении всей суммы налога, заявленной к возмещению, так и в отношении части такой суммы.
Письмо Минфина России от 10.10.2012 № 03-11-06/2/132
Выручка от реализации основных средств всегда включается в налогооблагаемый доход
Вне зависимости от того, за счет каких средств (собственных или заемных) изначально был приобретен объект основных средств, при его продаже возникает налогооблагаемый доход. К такому выводу пришел Минфин России, и с ним не поспоришь.
Для целей налогообложения прибыли доходами от реализации являются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (ст. 249 НК РФ). Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). При этом не имеет значения, за счет каких средств (собственных или заемных) приобретены реализуемые товары. Кроме того, ст. 251 Налогового кодекса РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от реализации основных средств, приобретенных за счет заемных средств. Поэтому рассматриваемые доходы должны учитываться при расчете налога на прибыль. Сделанный вывод справедлив и для УСН. Ведь в этом спецрежиме доходы учитываются по правилам главы 25 НК РФ (ст. 346.15 НК РФ).
Письмо Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246
Могут ли налоговики при проведении проверки требовать от контрагента проверяемого лица представления документов, содержащих персональные данные его работников? Минфин России дает положительный ответ на этот вопрос.
В письме рассмотрена ситуация, когда налоговый орган затребовал у контрагента проверяемого лица штатное расписание и приказы о направлении работников контрагента в командировку в адрес проверяемого лица. Обосновали налоговики свое требование тем, что эти данные необходимы им в целях установления в штате контрагента работников, которые могут оказывать услуги проверяемому лицу.
Минфин России ответил, что на основании п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ налоговики вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). Поскольку в НК РФ конкретного перечня таких документов нет, к ним относятся любые документы.
Из сказанного можно сделать вывод, что Минфин России считает возможным требовать у контрагентов проверяемого лица представления персональных данных их работников. Заметим, что в суды в рассматриваемом вопросе признают неправомерным требование налоговиков представить внутренние документы компании (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009).
Письмо Минфина России от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525
При приобретении основных средств, бывших в употреблении у физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, нельзя учесть период предыдущей эксплуатации таких основных средств.
В письме специалисты Минфина России ответили на вопрос налогоплательщика о том, можно ли в случае покупки автотранспортных средств у физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, установить срок использования автомобилей с учетом периода их эксплуатации предыдущим собственником, как это прописано в п. 7 ст. 258 Налогового кодекса РФ.
Финансисты напомнили, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Им признается период, в течение которого объект служит для выполнения целей деятельности компании. Организация, приобретающая бывшие в употреблении объекты, вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации основных средств предыдущими собственниками (п. 7 ст. 258 НК РФ). Однако в случае приобретения основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определять норму амортизации с учетом п. 7 ст. 258 Налогового кодекса РФ нельзя. Ведь документов, подтверждающих срок полезного использования в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, у гражданина нет. А значит, срок полезного использования основного средства нужно определить как по новому имуществу.
Письмо Минфина России от 25.09.2012 № 03-07-08/278
Операции по реализации имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, не признаются объектом обложения НДС.
Российской организации принадлежал объект основных средств (теплоход). Судно было зарегистрировано под флагом иностранного государства и осуществляло морские перевозки нефтепродуктов за пределами России. В 2012 г. компания продала теплоход иностранному покупателю. Передача судна состоялась в иностранном порту. После этого компания задалась вопросом: облагается ли НДС такая реализация?
В Минфине России напомнили, что объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Местом реализации товаров признается территория РФ, если имущество в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории России и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией. Об этом говорится в ст. 147 Налогового кодекса РФ. А значит, при продаже объекта ОС, находящегося за пределами России, территория РФ не признается местом реализации для целей обложения НДС и соответственно такая операция не является объектом обложения по данному налогу.
Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03-03-06/1/501
Минфин России разъяснил порядок учета расходов в виде процентов по займам, привлеченным агентом в целях исполнения агентского договора.
Возможна такая ситуация, когда агент для исполнения своих функций по агентскому договору вынужден привлекать займы. Но имеет ли он право учесть в составе налоговых расходов суммы процентов, начисленных по таким займам, если агентский договор предусматривает возмещение подобных расходов?
Рассмотрев этот вопрос, финансисты указали, что налоговый учет доходов и расходов организации-агента предопределяется условиями заключенного агентского договора. Поэтому агент вправе включать в состав расходов для целей налогообложения прибыли затраты, понесенные в рамках агентской деятельности, только в том случае, если они не возмещаются принципалом и не отражаются в налоговом учете принципала, а также соответствуют критериям, закрепленным в ст. 252 Налогового кодекса РФ.
Если агентским договором предусмотрена обязанность принципала возместить агенту проценты по привлеченным займам, то суммы указанных процентов включаются в налоговую базу по налогу на прибыль у принципала с учетом положений ст. 269 НК РФ. Соответственно в расходах агента такие затраты не могут быть учтены.
Письмо ФНС России от 03.10.2012 № ЕД-4-3/16555
Налоговики разъяснили порядок выставления счетов-фактур при оказании экспедитором услуг, определенных договором транспортной экспедиции, в том числе приобретенных экспедитором у третьих лиц от своего имени и за счет клиента.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Поскольку экспедитор организует перевозку груза за вознаграждение и заключает от своего имени договоры для оказания услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, то в счете-фактуре по услуге экспедитора отражается только сумма его вознаграждения без указания стоимости услуг, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента.
Что касается составления экспедиторами счетов-фактур по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, то такие счета-фактуры, по мнению ФНС России, экспедитор может выставлять клиентам в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 для комиссионеров (агентов).
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21.09.2012 № 03-07-09/132.
Письмо Минфина России от 25.09.2012 № 03-02-07/1-227
Финансисты ответили на вопрос налогоплательщика о документальном подтверждении полномочий заместителя директора организации участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Полномочия представителя налогоплательщика, который может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. На основании п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» без доверенности действовать от имени общества может только единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор). Ни Налоговым кодексом РФ, ни вышеназванным законом не предусмотрено, что иное лицо без доверенности на основании приказа законного представителя вправе действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы. Поэтому заместитель директора общества, на которого приказом возложено исполнение обязанностей директора общества в период его отсутствия в связи со служебной командировкой, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в качестве уполномоченного представителя общества на основании доверенности.
Письмо Минфина России от 20.09.2012 № 03-05-05-02/98
Какую ставку земельного налога нужно применять в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования.
Налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных п. 1 ст. 394 НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость участка.
Согласно п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39) расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования. При этом, если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.
Таким образом, в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного участка кадастровая стоимость.
Письмо ФНС России от 24.09.2012 № ЕД-4-3/15908@
Чиновники определились с датой реализации подакцизных товаров на экспорт.
В письме налоговики привели письмо Минфина России от 30.08.2012 № 03-07-15/1/20, в котором изложена позиция, выработанная Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России совместно с Управлением налогообложения ФНС России, по вопросу определения даты реализации подакцизных товаров на экспорт.
Для целей применения акцизов датой реализации товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю. Что касается определения даты реализации за пределы РФ подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, то она определяется как день подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
Разъяснения размещены на сайте ФНС России как документ, обязательный к применению налоговыми органами.
Письмо ФНС России от 20.09.2012 № ЕД-4-3/15733@
Налоговики довели до сведения нижестоящих налоговых органов порядок применения НДС при получении имущества должника-банкрота, применяющего упрощенную систему налогообложения.
При реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, НДС по данной операции уплачивается в бюджет покупателями этого имущества, которые признаются налоговыми агентами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).
Но организации, применяющие УСН, плательщиками НДС не являются, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ. Поэтому при получении по соглашению о предоставлении отступного имущества должника, признанного банкротом и не являющегося налогоплательщиком НДС в связи с применением УСН, получатели такого имущества налоговыми агентами не являются и соответственно на них обязанность перечислять в бюджет НДС не возлагается.
Письмо размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».