В бизнес-сообществе идея создания мегарегулятора финансового рынка, высказанная ФСФР в Стратегии развития, вызывает больше всего сомнений и споров. Почему так важна эта структура? В чем суть новаторской для отечественного предпринимательства инициативы? И верно ли, что с ее помощью ФСФР предлагает получить доступ к управлению рынком его участникам?
Сейчас функции по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке рассредоточены между ФСФР, Минфином, Росстрахнадзором и Центробанком. И, естественно, единства системы это необеспечивает.
ФСФР является более авторитарным органом, чем когда-то ФКЦБ, потому что Федеральная комиссия хотя бы формально предусматривала коллегиальные органы управления. Фактически ФСФР функционирует на принципе единоначалия. Ее руководитель практически является «богом и царем», принимая нормативные акты, обязательные для всех участников рынка.
Современное регулирование распределяет полномочия по кругу квалифицированных лиц (преимущественно не чиновников, а специалистов). ФСФР в своей Стратегии пошла именно поэтому пути, основательно изучив и проанализировав опыт Великобритании, Франции и Германии.
Главная цель реформы— создание эффективного института принятия решений по регулированию финансового рынка за счет привлечения не только государства, но и представителей профессионального сообщества, инвесторов и эмитентов.
Чиновники планируют определить положение мегарегулятора специальным федеральным законом. Кто же будет принимать нормативно-правовые акты? Предполагается, что делать это должен совет директоров регулятора.
Причем члены Совета будут работать в нем на постоянной платной основе, а назначаться на должность Госдумой сроком на четыре года на основе квот, предусмотренных для представителей:
✔ федеральных органов власти;
✔ банковской системы;
✔ профессиональных организаций финансового рынка;
✔ российских эмитентов ценных бумаг.
Члены совета директоров будут нести полную ответственность за соответствие принимаемых ими решений законодательству Российской Федерации. Их отзыв предлагается осуществлять в том же порядке, что и назначение на должность.
Параллельно предполагается создание коллегиального органа — Национального совета по финансовому рынку. На него возлагаются полномочия по:
✔ утверждению на основе предложений совета директоров основных направлений деятельности регулятора;
✔ представлению в правительство ежегодного доклада о результатах деятельности;
✔ утверждению объема расходов на выполнение делегированных государственных и административно-хозяйственных функций.
Члены Национального совета по финансовому рынку, за исключением руководителя регулятора, недолжны в нем работать на постоянной основе и получать оплату за эту деятельность. Данный орган планируется формировать (в рамках установленных федеральным законом квот)президентом, правительством, палатами Федерального Собрания и Банком России.
В новом органе, который предлагает создать ФСФР, функции по выдаче разрешений, лицензий, регистрации проспектов эмиссии, отчетов о выпусках ценных бумаг сохранятся. Однако планируется создание дисциплинарной комиссии, с которой глава надзора, принимающий единоличные решения (к примеру, об отзыве или восстановлении лицензии, о ликвидации разрешения), будет консультироваться. Преимущество дисциплинарной комиссии в том, что в ней смогут принимать участие специалисты по корпоративному праву и судебные работники.
В соответствии с действующим законодательством о рынке ценных бумаг саморегулируемые организации вправе вводить собственные стандарты и требования, дополняющие государственные нормы регулирования.
Позиция ФСФР состоит в том, что повышение роли саморегулирования должно идти по нескольким направлениям.
Во-первых, целый ряд полномочий по мере укрепления СРО передается на уровень саморегулирования.
Во-вторых, воплощение в жизнь модели мегарегулятора позволит профессиональному сообществу активно участвовать в его деятельности.
Именно поэтому необходимо укрепить разрозненные по подотраслевому принципу саморегулируемые организации рынка ценных бумаг и поставить вопрос об их объединении. Тогда эти субъекты могли бы через своих представителей реально участвовать в принятии регулирующих нормативных актов.
В целом профессиональные участники поддерживают идею о мегарегуляторе. Ведь для успешного развития рынка важно иметь и грамотное регулирование, и объективный надзор и контроль, осуществляемые квалифицированными специалистами. Ясно, что если участники убеждены, что регулятор действует исключительно в интересах рынка, эффективно защищая права инвесторов, то выше доверие, больше инвесторов и инвестиций.
Чтобы регулятор действовал объективно, требуется предусмотреть организационные механизмы, исключающие чрезмерный крен в сторону интересов государства, противодействующие коррупции и частным интересам. Эти цели и преследовались ФСФР в Стратегии. Удастся ли эксперимент?
Отличительными чертами новой системы регулирования являются:
✔ наличие коллегиального органа управления и принятия решений;
✔ особая система финансирования деятельности органа (финансовая автономность);
✔ оперативная независимость;
✔ подотчетность исполнительной власти.