По прогнозам специалистов, к 2010 году число автомобилей в России может достигнуть 31—32 млн (по одному на каждую семью). Соответственно на дорогах станет еще теснее, а у сидящих за рулем увеличатся печальные шансы попасть в неприятности в пути.
В настоящее время Минфин готовит поправки в постановление правительства, регулирующее тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности. Документы еще не подписаны, но известно самое главное: изменений базовой ставки тарифов ОСАГО в течение ближайшего года не будет. Все корректировки коснутся коэффициентов к ним. Об этом сообщил руководитель Департамента финансовой политики Минфина А. Саватюгин.
К примеру, для водителей Московской области вместо действующих двух региональных коэффициентов (1,8 и 1,6) планируется установить единый — 1,7. Не обойдут вниманием и владельцев российских автомобилей. Для них расширят границы применения понижающих коэффициентов в зависимости от мощности двигателя.
На сегодняшний день всеми «расчетными работами» по тарифам ОСАГО занимается государство. Для потребителей, возможно, это и хорошо, а страховщики начинают потихоньку роптать и требовать самостоятельности. Поэтому Минфин пообещал, что уже в 2007—2008 гг. отпустит автогражданку и СК перейдут на свободные тарифы по ОСАГО. Что это даст?
Упростится система фиксирования страховых случаев с определенным финансовым лимитом. И на основе этого уже через два-три года в стране можно будет постепенно вводить «европейский протокол», который предусматривает возможность обращения за выплатой пострадавшего в ДТП к своему страховщику, а не к страховщику виновника ДТП.
Хотя спешить тоже нельзя. Если бы государство уже сейчас отпустило тарифы в «свободное плавание», то рынок автострахования оказался бы в кризисной ситуации. Из165 компаний, имеющих лицензию на автогражданку, обязательно найдутся те, кто начнет демпинговать.
Чтобы избежать подобных «беспорядков», Российский союз автостраховщиков (РСА) принял решение организовать специальную структуру, которая будет наблюдать за деятельностью СК с лицензией на ОСАГО. По замыслу РСА такая структура должна мониторить деятельность страховщиков и передавать все сведения о них в Федеральную службу страхового надзора (ФССН).
Необходимость в такой службе появилась после многочисленных случаев лишения компаний лицензий из-за отсутствия средств для страховых выплат. Дело в том, что при банкротстве дальнейшая нагрузка по выплатам ложится на остальных членов РСА, которые, как вы сами понимаете, большой радости от этого не испытывают. Поэтому страховой рынок в целом решил себя обезопасить.
Недавно Председатель правительства М. Фрадков подписал Постановление «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Этот документ призван значительно упростить и упорядочить работу ГИБДД и страховщиков: будет сформирована автоматизированная информационная система ОСАГО для обеспечения оперативного обмена информацией (АИСОСАГО).
В качестве полигона для проведения эксперимента выбрали 14 регионов РФ. Общую сумму затрат на его реализацию — 78 млн руб. — взяли на себя страховые компании.
Над организацией и осуществлением данного проекта будут работать множество государственных ведомств. МВД займется формированием банка данных об автовладельцах, зарегистрированном автотранспорте и ДТП. В Минсельхозе соберут сведения о зарегистрированном сельхозтранспорте и его владельцах. А Минобороны пересчитает весь свой транспорт, подлежащий автострахованию. Федеральная служба страхового надзора (ФССН), кроме информации о премиях и выплатах по обязательной автогражданке, подготовит базу данных о количестве заключенных и прекративших свое действие договоров ОСАГО.
Не останется без работы и Федеральная таможенная служба. Ее работники предоставят информацию о машинах, зарегистрированных в иностранных государствах и въезжающих на территорию РФ. А соберет и обработает сведения о всех договорах ОСАГО, страхователях и лицах, допущенных к управлению автомобилем, о страховых случаях и потерпевших, размерах компенсационных выплат Российский союз автостраховщиков. Российское правительство, похоже, всерьез обеспокоено экспансией иностранного капитала. Они не пройдут