Выставочная индустрия в России отражает состояние нашей экономики. Она тесно связана с рядом отраслей промышленности, имеет собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры. Но эта деятельность нуждается сегодня в серьезном переосмыслении и поиске новых подходов к ее организации и развитию.
Эксперты отмечают следующие тенденции развития выставочного бизнеса в России на ближайшие годы:
✔увеличение объемов выставочных мероприятий в регионах и, как следствие, некоторое снижение их активности по участию в крупных московских международных выставках;
✔ замедление количественного роста числа мелких специализированных выставочных мероприятий. Объединение нескольких мелких выставочных мероприятий в одно путем слияния или поглощения;
✔ возрастающая роль Интернета как альтернативы выставочным мероприятиям;
✔ увеличение рекламных бюджетов и повышение качества предоставляемых услуг за счет более узкой специализации компаний выставочного сервиса.
Сегодня выставки и вся выставочно-ярмарачная деятельность обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное пространство, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации перспективных российских проектов.
При этом следует учитывать, что наряду с коммерческими выставками проводятся мероприятия федерального и межрегионального значения, цель которых — привлечь и представить как можно больше производителей из различных регионов России. Многим из них для участия в выставках необходима государственная поддержка.
Во всех странах государственную поддержку в выставочной сфере — дотации, налоговые льготы для участников и организаторов мероприятий, стимулирование инвестиций в эти проекты — получают те предприятия и отрасли, для которых определена приоритетность развития.
Россия выделила из федерального бюджета в 2005 году на участие в 13 международных выставках 7 млн дол. Из них 5 млн — на Всемирную выставку «Экспо-2005» в Японии. Всем оставшимся достаются крохи. А на 2006 год запланировано участие в 15международных выставках, на которые выделено 3 млн дол.
Для сравнения: Германия выделила в 2004 году на участие в 200 международных выставках 35 млн евро. При этом зарубежные выставки рассматриваются как стержень внешнеэкономической политики. Поэтому там 90%предприятий с численностью до 500 человек пользуются федеральными субсидиями.
По мнению А. Федорова, директора выставки информационных технологий Softool, если нашим экспонентам не будут выделяться дотации, то они не смогут выставляться даже дома. Сегодня большим спросом пользуются выставки, ориентированные на конечных пользователей, но высокотехнологические среди них практически отсутствуют.
По мнению ряда постоянных участников выставок «Бухгалтерский учет и аудит», «Управление» и аналогичных, уже несколько лет вложенные в выставки средства не только не окупаются, но и не оправдывают ожиданий по установлению контактов с профессиональными пользователями и потребителями экспонируемых товаров и услуг. Цели участия в выставках изменились. Сегодня это уже не реализация коммерческой деятельности, а поддержание имиджа: вхождение в определенные круги бизнес-сообщества, утверждение компании в роли лидера рынка и т. д.
Каждая выставка, даже из числа ежегодных, является штучным, индивидуальным продуктом. Выставочные операторы не ограничиваются только ее организацией и проведением, тщательно изучаются последействия и эффективность прошедшего мероприятия, его влияние на изменение деловой активности в том секторе национального рынка, в котором проводилась выставка. Однако В. Шевченко, директор ЗАО «Экспосервис-1», уверен, что на поверхности уже нет новых оригинальных подходов к организации выставочной деятельности. Необходимы не только серьезная методологическая работа, но и новая тактика и тематика предстоящих выставок, общая стратегия развития выставочного бизнеса в ближайшей перспективе.
Особая роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности в стране и за рубежом принадлежит Торгово-промышленной палате РФ. Большую работу проводит Международный союз выставок и ярмарок. На очередном общем собрании своих членов в июне этого года были приняты решения, актуальные для дальнейшей деятельности Союза и выставочного бизнеса в целом.
Сегодня явно наметились сдвиги в решении многих проблем выставочного бизнеса. Есть реальные результаты и есть реальные перспективы. Но повышать его уровень можно лишь путем усиления конкурентной борьбы на рынке, сертификацией услуг, созданием соответствующей правовой базы.
К сведению
По экспертным оценкам:
200—300 млн дол. в год исчисляется оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.
60 млн дол. составила в 2004 г. экономическая эффективность 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок.
14 тыс. иностранных компаний более чем из 80 стран мира ежегодно участвуют в российских выставках.
260 тыс. зарубежных специалистов ежегодно посещают российские выставки. 20 тыс. сотрудников работают непосредственно в выставочных организациях.
150 тыс. человек привлекаются на период проведения выставок.