Высший арбитражный суд РФ продолжает совершенствовать подходы к оценке обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды и налоговых последствий в зависимости от механизма ее получения. Как следует из постановления Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 № 2341/12, получение необоснованной налоговой выгоды по причине непроявления налогоплательщиком должной осторожности и осмотрительности в условиях, когда хозяйственные операции с проблемным поставщиком реальны, — не основание для полного исключения из налоговой базы по налогу на прибыль расходов, понесенных по упомянутым сделкам. Такой подход должен существенно изменить практику налогового контроля и судебную практику рассмотрения данной категории дел.
По общему правилу налогоплательщик не может нести ответственность за действия третьих лиц, участвующих в многостадийном процессе исчисления и уплаты налогов, допустивших нарушения налогового законодательства, что означает невозможность возложения на него негативных последствий, связанных с неуплатой налогов и неисполнением его контрагентами налоговых обязанностей. Данный подход сформулирован в Определении Конституционного суда РФ № 329-О и п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — постановление № 53).
Однако из данного правила есть исключения, предусмотренные постановлением № 53, относительно механизмов получения необоснованной налоговой выгоды. В соответствии с упомянутым постановлением налоговая выгода может быть признана необоснованной, если она получена налогоплательщиком:
1) вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности;
2) если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности.
Фискальные подходы
О получении необоснованной налоговой выгоды, по мнению налоговых органов, свидетельствует совокупность следующих доказанных обстоятельств:
1) у контрагента отсутствуют необходимые условия для достижения результатов экономической деятельности (поскольку он не обладает основными средствами и надлежащим управленческим и техническим персо-налом);
2) контрагент имеет признаки фирм-однодневок (массовый руководитель, массовый учредитель, адрес массовой регистрации);
3) не уплачивает налоги и не представляет отчетность;
4) при заключении договора не была проведена личная встреча с руководителем контрагента;
5) представленные налогоплательщиком документы содержат недостоверные сведения, поскольку лица, от имени которых они подписаны, отказались от подписи и причастности к деятельности организаций-поставщиков.
Указанная совокупность обстоятельств, установленная налоговым органом, является основанием для вывода о том, что операции налогоплательщик в действительности не совершал, документы содержат недостоверные и противоречивые сведения, налогоплательщик не проявил должной осторожности и осмотрительности. А это в свою очередь лишает налогоплательщика права на налоговую выгоду в виде налоговых вычетов и признания расходов.
Судебно-арбитражная практика
Вместе с тем судебно-арбитражной практикой закреплен принцип приоритета реальности операций над ее документальным оформлением (постановления Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 15658/09, от 20.04.2010 № 18162/09, от 08.06.2010 № 17684/09 и от 27.07.2010 № 505/10). Согласно данному подходу, если налоговый орган не опроверг доказательств, свидетельствующих о реальности совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций по возмездному приобретению товаров (работ, услуг), и не доказал то обстоятельство, что указанные операции в действительности не совершались, налогоплательщику могут отказать только по мотиву непроявления им должной осмотрительности и осторожности при заключении договора. При этом сам по себе вывод о недостоверности первичных документов и счетов-фактур, подписанных не лицами, значащимися в учредительных документах поставщиков в качестве руководителей этих обществ, не может самостоятельно в отсутствие иных фактов и обстоятельств рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды не-
обоснованной.
Иными словами, в условиях, когда налогоплательщик совершает реальные хозяйственные операции, действие без должной осмотрительности и осторожности при вступлении в договорные отношения с фирмами-однодневками может стать самостоятельным и единственным основанием для отказа в применении налоговых вычетов и учете расходов для целей налога на прибыль. Это подтверждается и судебно-арбитражной практикой. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 17.09.2012 № А40-105584/11-75-431 суд указал, что реальность хозяйственной операции, приобретение обществом спорного сырья и последующая его реализация сами по себе не являются достаточным основанием для квалификации в качестве обоснованной полученной им налоговой выгоды в виде отнесения в состав расходов произведенных им затрат по оплате приобретенного сырья.
Таким образом, судебная практика исходит из того, что при выявлении налоговым органом сомнительных фактов налогоплательщик с целью подтверждения законности реализации права на налоговые вычеты по НДС и учет расходов должен доказать две группы обстоятельств.
Во-первых, нужно доказать, что сделки с проблемными поставщиками реально совершены (наличие результатов сделок непосредственно в обороте налогоплательщика). Об этом свидетельствуют, в частности, такие факты, как наличие у налогоплательщика товара, приобретенного у спорного поставщика, результатов работ (услуг), использование товаров при производстве продукции или его последующая реализация с включением в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль выручки от их реализации.
Во-вторых, нужно доказать, что налогоплательщик проявил должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента и заключении спорной сделки. Понятия «должная осмотрительность» и «недобросовестный контрагент», позаимст-
вованные у гражданского права, введены в налоговый оборот на уровне арбитражного рассмотрения споров налогоплательщиков с налоговыми органами. Действующее законодательство не определяет данные термины, не указывает на то, в чем они заключаются, не содержит предписаний о том, каким образом и как налогоплательщик, заключающий договор с контрагентом, может или должен проявить должную осторожность и осмотрительность и какие его действия свидетельствует о ее проявлении.
В таких условиях именно складывающаяся судебно-арбитражная практика по вопросам признания налоговой выгоды обоснованной (необоснованной) и определения критериев должной осторожности и осмотрительности имеет решающее значение для определения модели должного и необходимого поведения не только налогоплательщика, но и налоговых органов. Об этом, в частности, свидетельствует письмо ФНС России от 24.05.2011 № СА-4-9/8250. Оно предписывает налоговым инспекциям действовать по определенному алгоритму при сборе доказательств в целях подтверждения факта получения не-
обоснованной налоговой выгоды и основывается исключительно на прецедентных правовых позициях ВАС РФ по делам о получении налоговой выгоды.
Осмотрителен, осторожен…
В настоящее время судебно-арбитражная практика исходит из того, что безусловным основанием для отказа налогоплательщику в вычетах и учете расходов для целей налогообложения является допущенная им грубая неосмотрительность и не-
осторожность при выборе контрагента и заключении договора. Под таковой ВАС РФ понимает заключение договора с несуществующим юридическим лицом (не прошедшим государственную регистрацию) или имеющим фиктивный ИНН (постановления ВАС РФ от 01.02.2011 № 10230/10, от 19.04.2011 17648/10 и др.).
Налогоплательщику может быть также отказано в получении налоговой выгоды по мотиву его неосмотрительности и не-
осторожности в случаях, когда налоговый орган докажет, что налогоплательщик знал (должен был знать):
— об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов ввиду их подписания лицом, не являющимся руководителем контрагента, или
— о том, что контрагентом по договору является лицо, не осуществляющее реальной предпринимательской деятельности и не декларирующее свои налоговые обязанности по сделкам, оформляемым от его имени (постановления ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09 и от 25.05.2010 № 15658/09).
Такая осведомленность налогоплательщика об указанных обстоятельствах может иметь место, например, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом, установления налоговым органом согласованности действий и наличия умысла на получение необоснованной налоговой выгоды.
В широком смысле налогоплательщик считается проявившим должную осторожность и осмотрительность при выборе контрагента, если договор заключен им с зарегистрированным юридическим лицом, сделка является реальной, а налоговый орган не доказал факт осведомленности налогоплательщика об осуществлении его контрагентом деятельности с нарушением законодательства.
Как свидетельствует судебно-арбитражная практика, решающее значение для вывода о проявлении или непроявлении налогоплательщиком должной осторожности имеет прежде всего определенная модель поведения налогоплательщика.
Она выражается в осуществлении или неосуществлении налогоплательщиком определенных действий при поиске контрагента и совершении сделки. В узком смысле проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента в обязательном порядке предполагает осуществление им всеми доступными и не запрещенными законом способами проверку его правоспособности, то есть:
— установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица;
— личности лица, выступающего от имени юридического лица;
— наличия у него соответствующих подтверждаемых документально полномочий на совершение юридически значимых действий.
Из таких подходов исходит в настоящее время практика ВАС РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 17648/10, от 01.02.2011 № 10230/10 и от 31.05.2011 № 17649/10). Аналогичного подхода придерживаются преимущественно и арбитражные суды.
Так, вступая в отношения с контрагентами, налогоплательщик проявил должную осмотрительность и осторожность в пределах обычной практики по заключению гражданско-правовых договоров: перед заключением договоров подряда и поставки им были получены от контрагентов учредительные, регистрационные документы, а также лицензии (постановление ФАС Московского округа от 09.09.2011 № А40-151120/10-107-901). Учитывая, что налогоплательщик перед заключением договоров с организациями принял меры по проверке их правоспособности, запросил документы об их госрегистрации, учредительные документы, выписки из ЕГРЮЛ, арбитражные суды пришли к правильному выводу о проявлении налогоплательщиком должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.07.2011 № А27-9988/2010). Налогоплательщик при выборе контрагентов проявил должную степень осмотрительности и осторожности, получив выписки из ЕГРЮЛ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2011 № А45-17719/2010).
Кроме того, доказательствами того, что налогоплательщик проявил должную осмотрительность, наряду с перечисленными документами будут рекламные материалы поставщика, в том числе размещенные в печатных и электронных СМИ, распечатки с сайта контрагента в Интернете и другие свидетельства, из которых следует открытый характер деятельности контрагента. Подтверждать это обстоятельство могут также служебные (докладные) записки работников покупателя (менеджеров, работников службы безопасности и проч.) об исследовании истории поставщика товаров, с которым планируется заключить договор, подтверждающие правоспособность контрагента.
Таким образом, судебная практика исходит из того, что, если налогоплательщик доказал факт реальности операций с проблемным поставщиком и факта проявления им должной осмотрительности в указанном выше смысле, право налогоплательщика на уменьшение суммы исчисленного НДС на налоговые вычеты и учет расходов на приобретение товаров (работ, услуг) считается подтвержденным. Других критериев для определения права налогоплательщика на получение налоговой выгоды ни закон, ни судебно-арбитражная практика до недавнего времени не предъявляли и другие обстоятельства в предмет доказывания по рассматриваемой категории дел не включали.
Новый взгляд на проблему
Вместе с тем в постановлении от 03.07.2012 № 2341/12 Президиум ВАС РФ указал следующее: «При принятии инспекцией оспариваемого решения, в котором была установлена недостоверность представленных заводом документов и содержались предположения о наличии в его действиях умысла на получение необоснованной налоговой выгоды либо непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента, реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам». Данный вывод основан на положениях п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, согласно которому размер налоговых обязательств при наличии сомнений в обоснованности налоговой выгоды, следует определять с учетом реального характера сделки и ее действительного экономического смысла.
Указанное положение означает, что ВАС РФ закрепил новые подходы к оценке обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды и налоговых последствий в зависимости от механизма получения необоснованной налоговой выгоды.
Анализ данного нормативно-правового предписания позволяет, на наш взгляд, сделать несколько принципиальных выводов относительно нового подхода к рассмотрению споров об обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды.
Ключевые выводы
Вывод первый: налогоплательщик сможет учесть расходы по реальной сделке с сомнительным контрагентом
Получение необоснованной налоговой выгоды по причине непроявления налогоплательщиком должной осторожности и осмотрительности в условиях реальности хозяйственных операций с проблемным поставщиком не является основанием для полного исключения из налоговой базы по налогу на прибыль расходов, понесенных по таким сделкам.
Иными словами, сумму расходов, подлежащих учету при налогообложении прибыли, налоговый орган должен определять исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам, в связи с чем исключению из налоговой базы подлежит только часть расходов, превышающая рыночную цену. Таким образом, исключение налоговых расходов из состава затрат в полном объеме возможно, только если будет установлен факт получения налогоплательщиком налоговой выгоды вне связи с реальным совершением операций.
Вывод второй: новый подход будет применяться только при совершении реальных операций
Данный подход подлежит применению только в случае, когда налоговый орган или суд установят факт реальности операций и взаимоотношений между налогоплательщиком и его подозрительным контрагентом.
Если налоговый орган доказал факт несовершения спорной операции, анализируемый подход ВАС РФ применению не подлежит и налогоплательщику должно быть отказано в праве на получение налоговой выгоды по НДС и налогу на прибыль (постановления ФАС Московского округа от 10.09.2012 № А40-110989/11-20-452, Северо-Кавказского округа от 27.09.2012 № А32-20334/2010).
Вывод третий: налоговики и суды будут сопоставлять три ключевых факта
Налоговые органы и суды, оценивая обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды, будут в обязательном порядке устанавливать соответствие примененной сторонами сделки цены уровню рыночных цен наряду с реальностью хозяйственных операций налогоплательщика с проблемными поставщиками и фактом проявления им должной осторожности и осмотрительности.
Вывод четвертый: уровень примененных цен определяет степень осмотрительности и осторожности
Уровень применяемых налогоплательщиком цен с сомнительными поставщиками должен рассматриваться в качестве элемента (критерия), посредством которого определяется степень осмотрительности и осторожности налогоплательщика при заключении сделки, поскольку надлежащий уровень цены сделки будет являться непосредственным подтверждением участия сомнительного поставщика в реальном гражданском обороте и свидетельствовать о действительном экономическом смысле совершенной операции. В этой связи представляется, что рыночный уровень цен по подозрительным сделкам налогоплательщика (с принятием им иных указанных выше мер, направленных на проверку своего контрагента), будет свидетельствовать о проявлении налогоплательщиком должной осторожности и осмотрительности. Следовательно, установление рыночности цен должно являться основанием для признания налоговой выгоды обоснованной в полном объеме.
Иными словами, налогоплательщик должен считаться проявившим должную осмотрительность при условии соответствия уровня цен по сделкам с сомнительными поставщиками рыночному уровню цен по аналогичным сделкам налогоплательщика, в связи с чем имеет право на уменьшение суммы исчисленного НДС на налоговые вычеты и учет расходов на приобретение товаров (работ, услуг) в полном объеме. Напротив, несоответствие цены рыночному уровню цен может являться обстоятельством, свидетельствующим о не проявлении налогоплательщиком должной осторожности либо являться косвенным доказательством наличия согласованности действий и умысла на получение им необоснованной налоговой выгоды с лишением его права на применение налоговых вычетов по НДС и определением расходов для целей исчисления налога на прибыль исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.
Вывод пятый: доказывать факт применения рыночных цен должен налогоплательщик
Бремя доказывания рыночности цен, примененных по оспариваемым сделкам в условиях, когда налоговый орган установил непроявление налогоплательщиком необходимой степени осмотрительности при выборе контрагента, в силу требований п. 17 ст. 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика. При этом налоговый орган вправе приводить возражения против доводов и доказательств налогоплательщика относительно рыночного уровня примененных им цен.
Вывод шестой: размер обоснованной налоговой выгоды нельзя определять произвольно
Размер затрат налогоплательщика в целях установления размера обоснованной налоговой выгоды по налогу на прибыль не может определяться произвольно. В связи с чем представляется, что размер затрат подлежит определению исходя из рыночных цен в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ (по сделкам, совершенным до 2012 г.) и положениями главы 14.2
НК РФ (по сделкам, совершенным после 1 января 2012 г).
Именно данные законоположения регламентируют порядок и принципы определения цен для целей налогообложения. То есть рыночная цена подлежит определению прежде всего с учетом сопоставимости условий сделок, идентичности (однородности) товаров (работ, услуг), цен по сделкам между налогоплательщиком и другими лицами (так называемыми реальными поставщиками, в отношении которых претензии налоговым органом не предъявлялись) и проч.
В связи с указанными обстоятельствами считаем, что, несмотря на усложнение порядка доказывания обоснованности налоговой выгоды в связи с расширением предмета доказывания, налогоплательщики получили дополнительные возможности для доказывания своей должной осторожности и осмотрительности и подтверждения права на уменьшение суммы исчисленного НДС на суммы налоговых вычетов и учет соответствующих расходов.
Кроме того, при условии доказанности реальности хозяйственных отношений с проблемными поставщиками применение судами анализируемого подхода ВАС РФ на практике позволит налогоплательщику снизить суммы налоговых претензий, обычно доначисляемых налоговыми органами по результатам налоговых проверок, почти в два раза.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 03.07.2012 № 2341/12 отказал в пересмотре состоявшихся судебных актов, которыми доначисление налогоплательщику НДС признано обоснованным по причине не проявления им должной осторожности и осмотрительности, подтвержденной стандартной совокупностью доказательств. Но несмотря на этот отказ, также считаем, что новый подход не должен привести к изменению общих концептуальных подходов к рассмотрению споров об обоснованности налоговой выгоды. Считаем, что отказ судов в удовлетворении требований налогоплательщика в части НДС и отказ в пересмотре судебных актов обусловлен исключительно конкретными обстоятельствами дела (значительный объем приобретенного сырья, длительность взаимоотношений налогоплательщика с проблемным поставщиком и проч.), которые позволили судам прийти к выводу о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента. Также представляется, что сам по себе отказ ВАС РФ в пересмотре судебных актов без соответствующей мотивировки не может свидетельствовать об изменении аргументированных правовых позиций, закрепленных в постановлениях, сохраняющих свою юридическую силу.
Таким образом, изложенная в анализируемом постановлении ВАС РФ позиция свидетельствует исключительно о корректировке существующих подходов к определению налоговых последствий в части налога на прибыль в случае, когда налогоплательщик получает необоснованную налоговую выгоду в результате непроявления должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента при условии совершения реальных сделок с ним.