Тот, кто не может заставить работать своих подчиненных, вынужден делать все сам. Вот и Михаилу Фрадкову, уставшему от сопротивления министров (в основном экономики и финансов), пришлось обратиться к помощи аппарата и сформировать свою программу действий. Она появилась после заседания Совета по конкурентоспособности, о котором «ЭЖ» писала в прошлом номере.
Среди первоочередных мер (которые скромно названы дополнительными), направленных то ли на удвоение ВВП, то ли на выполнение последних указаний Президента, нет ничего особо нового. Так, вариации на тему…
В первую очередь речь, конечно, идет о снижении ставки НДС. На необходимость этого премьер обращал внимание уже давно, но получал резкий отпор со стороны Минфина.
Правда, и сейчас это звучит как «дополнительно проработать и в двухнедельный срок представить в Правительство РФ в установленном порядке соответствующие расчеты и обоснования по дальнейшему уменьшению налоговой нагрузки на экономику за счет снижения с 2007 г. ставки НДС с 18 до 13 процентов при сохранении доли государственных расходов в ВВП». Так что ответ опять-таки может быть любым, в том числе (и скорее всего) отрицательным.
Глава правительства к этому, судя по всему, готов и поле для маневра оставил, недавно уточнив РБК, что «по вопросу снижения НДС точки над i пока не ставятся». Конечно, бизнес воспринял бы это как положительный сигнал, но «окончательного решения по снижению ставки пока нет, это материал для рассмотрения министрами». Правильно, а вдруг опять откажут?
В остальном премьер более уверен. Предложил, например, разобраться и с налоговым администрированием. В частности, ко второму чтению законопроекта о его совершенствовании учесть предложения Совета по конкурентоспособности, направленные на исключение нормы о невозможности подачи уточненной декларации после принятия решения о проведении выездной налоговой проверки, ограничение права налоговых органов по срокам бесспорного взыскания налогов и расширению случаев их применения, уточнение нормы, касающейся запрета проведения повторных налоговых проверок, сохранение права на отсрочки и рассрочки по уплате налога в случае задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком госзаказа. Учитывая, что и у бизнеса, и у депутатов масса претензий к правительственному законопроекту (см. «ЭЖ» № 23, 26, 36, 37), недавно принятому в первом чтении(несмотря на разгромный отзыв Бюджетного комитета Госдумы), отрадно желание главы Кабинета министров поправить положение, но концентрируется он все же немного не на том. Ну да ладно.
Вот малый бизнес может порадоваться: Минфину и Минэкономразвития поручено рассмотреть вопрос о добровольности применения контрольно-кассовой техники в случае, если деятельность переведена на уплату ЕНВД. Заодно, кстати, проработают вопрос о целесообразности применения ККТ с использованием шифровальных (криптографических) средств защиты информации. Правда, радость ему может несколько подпортить президентский законопроект, также принятый в первом чтении. Он «по чистой случайности» распространил на предпринимателей бесспорный порядок взыскания налога и пеней. Но и это тоже к слову.
По вопросу выкупа земель, как выяснилось, у председателя правительства тоже есть своя позиция. До сегодняшнего дня высказывались мнения, что срок обязательного переоформления права бессрочного пользования с 1 января 2006 г. перенесут на два или четыре года, но премьер склонился к среднему значению — 3 года. Что ж, до 2009-го — вполне разумно и достаточно.
Важно только помнить, что программа — это всего лишь программа. Президент, например, по весне тоже дал целый список поручений правительству, с формулировкой «к 1 сентября». Даже как-то неудобно напоминать, какое сегодня число (а в активе — только отмена налога на наследование и дарение).
Так что план действий сформировать, конечно, можно. Главное, чтобы не пришлось корректировать его на ходу, а потом получилось спросить за его выполнение.
Разброс мнений
Олег Вьюгин, глава Федеральной службы по финансовым рынкам:
— Снижение НДС с 18 до 13% в условиях закрытой экономики не привело бы к ускорению темпов экономического роста... В условиях же открытой экономики эта мера может привести к экономическому росту, однако снижение НДС в этом случае должно сопровождаться адекватным сокращением государственных расходов. Если этого не происходит, начинается укрепление национальной валюты, что не способствует глобальному усилению позиций российского бизнеса.
Андрей Илларионов, советник Президента по экономическим вопросам:
— Снижение налога вообще является полезным в любых условиях и в любых странах, а в условиях «голландской болезни» оно является лекарством... Поэтому, с моей точки зрения, снижение всяких налогов, в том числе и НДС, является чрезвычайно полезным, но только с моей точки зрения, правильней была бы отмена НДС полностью. США не имеют НДС, и ничего, как-то живут. Тяжело, правда, но живут.