Проект закона о недрах, одобренный правительством еще весной, готовится к первому чтению в Госдуме, Комитет по природным ресурсам и недропользованию активно собирает отзывы на законопроект. Судя по парламентским слушаниям, проходившим на прошлой неделе, многие специалисты полагают, что закон проще переписать, чем вносить многочисленные коррективы.
Какие же основные замечания предъявляются к законопроекту?
✔ Региональные власти не согласны с отменой правила двух ключей. Несправедливо, когда недропользователи будут получать огромные доходы, федеральный бюджет — налоги, а на местах, где непосредственно ведется добыча, останутся только проблемы с экологией. Ведь центр, решая, какие месторождения и когда разрабатывать, не несет никакой ответственности за сам процесс освоения. В итоге местной власти из собственного бюджета (денег на это никто не выделяет) приходится ликвидировать последствия «варварской добычи».
Действительно, контроль за деятельностью недропользователей, за соблюдением ими условий лицензирования осуществляется на очень низком уровне. По словам председателя подкомитета ТПП РФ по развитию нефтяной промышленности Валерия Гарипова, сегодня на основании выданных лицензий плановая добыча нефти должна составлять около 375 млн тонн в год, фактически же добывается порядка 470—480 млн тонн. МЭРТ, пытаясь узаконить существующие нарушения, разработал проект распоряжения, согласно котором увсе условия лицензирования вообще будут приостановлены для доработки.
✔ «Налоговое законодательство должно быть переписано в пользу местных бюджетов», — считает представитель администрации Волгоградской области Ирина Александрина. На сегодняшний день только5% налогов от добычи углеводородов идут в областной бюджет, а 95% — в федеральный, что абсолютно недопустимо ввиду явного дисбаланса поступлений с расходами на экологические мероприятия и поддержку здоровья населения.
Оренбургский замглавы администрации Михаил Конов привел конкретные примеры. За несколько лет добыча нефти в области увеличилась с 7 до 17 млн тонн в год, причем без освоения новых запасов. Как это стало возможным? Очень просто — благодаря варварской сверхнормативной добыче. На скважины ставят насосы мощностью не50, а 400 тонн и юридически утрясают это нарушение. Ничего невозможного нет. После непродолжительного использования эти скважины бросают. В итоге в Оренбуржье более тысячи скважин глубинного бурения остались без хозяина, они газят, но в бюджете нет средств на их консервацию.
Кроме того, после банкротства медно-серного комбината по решению суда остатки от него передали в муниципальную собственность. На его территории существует целое озеро неутилизированной сернистой жидкости, которая катастрофически загрязняет окружающую среду.
Таких примеров по стране очень и очень много. Но существующий проект закона никоим образом не урегулирует полномочия и финансирование региональных властей в части улучшения экологической ситуации.
✔Депутатов не устраивает отмена конкурсов. Они предостерегают: «Аукцион —не самая безобидная форма предоставления прав пользования недрами». В аукционе победителем считается участник, предложивший большую сумму денег за участок недр, тогда как по условиям конкурса оцениваются непосредственно ТЭО разработки этого участка.
Правда, содержание заявки неизвестно остальным участникам конкурса, так что всегда есть риск, что вместе с ТЭО будет дана взятка и конкурс выиграет«сильнейший».
Депутаты предлагают двухступенчатую систему отбора: на первом этапе рассматриваются проекты и проводится конкурс, а затем уже среди отобранных проектов проводится аукцион. «Иначе недра окажутся совсем не там, где надо».
В общем, вопросов по законопроекту накопилось много, а времени для его правки практически нет. Уже в начале ноября проект закона о недрах будет рассматриваться Госдумой в первом чтении.