Вопросы госрегулирования тарифов на железнодорожном транспорте стали предметом обсуждения на научной конференции в Совете Федерации. Правительству необходимо сбалансировать два процесса: с одной стороны, не допустить роста тарифов, снижающего темпы экономического развития всей промышленности; с другой — обеспечить такой их уровень, при котором перевозчик смог бы покрыть свои обоснованные затраты.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что существующее законодательство, регулирующее железнодорожную отрасль, не соответствует сегодняшней ситуации.
Деятельность ОАО «РЖД», как известно, регулируется Законом «О естественных монополиях». Но в нем отсутствуют нормы, закрепляющие за правительством право формировать перечень работ и услуг, тарифы на которые регулирует государство. Кроме того, в нем не определены правила госрегулирования, основы ценообразования, из-за чего невозможно сформировать единую методологию и соблюсти баланс интересов ОАО «РЖД» и потребителей.
В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте» отсутствует определение понятий «железнодорожные перевозки», «услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Это не позволяет разграничить услуги, оказываемые железнодорожниками, на монопольные и конкурентные, что сдерживает развитие конкуренции и тормозит реформирование отрасли.
Кроме того, по мнению участников конференции, необходим новый федеральный закон, устанавливающий порядок ценообразования на железнодорожном транспорте.
Программой структурной реформы предусмотрено создание ОАО «Федеральная пассажирская компания», осуществляющего перевозки на поездах дальнего следования. Главную задачу — ликвидировать перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых — предполагается решить за счет дотаций. Дальние перевозки будет дотировать федеральный бюджет, а пригородные — бюджет субъекта РФ. Но это станет возможно только после изменения законодательства.
К сведению
В 2004 году покрытие расходов по пригородным пассажирским железнодорожным перевозкам доходами составило всего 35,5%. Убытки от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом — 65,5 млрд руб. В 2005году ориентировочно они составят 63,1 млрд руб., в том числе в дальнем следовании — 35,8 млрд, в пригородном сообщении — 27,3 млрд.