Как не потерять восточные регионы России? Как улучшить там социально-экономическую обстановку? Решить эти непростые проблемы можно только в случае промышленного освоения богатых нефтегазоносных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Об этом шла речь на заседании Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию.
Сейчас ТЭК региона, занимающего почти половину страны, развивается в основном за счет угольной промышленности и гидроэнергетики. Между тем освоение крупных месторождений углеводородов (начальные извлекаемые запасы оцениваются в20—22 млрд тонн нефти и58—61 трлн кубометров газа) позволит ускорить промышленный рост, повысить уровень жизни населения и усилить стратегические позиции России на энергетических рынках.
По прогнозам экспертов, мировое потребление нефти к 2020 году вырастет с 3,6(2000 год) до 5,2 млрд тонн, в основном за счет государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Правда, специалисты утверждают, что импортеры получают в 8—10 раз больший экономический эффект, чем экспортеры...
Президент Российского союза нефтегазостроителей Юрий Баталин не исключает, что борьба за обладание нефтегазовыми ресурсами может привести к территориальным претензиям. Ведь только в Восточной Сибири богатейшие ресурсы нефти и газа пока не осваиваются. Кроме того, по его мнению, накопленные золотовалютные ресурсы и средства Стабфонда необходимо вкладывать в машиностроение и другие перерабатывающие отрасли, без чего невозможно развитие в том числе и нефте (газо)-добывающей промышленности.
По энергетической стратегии России добыча нефти на востоке страны к 2020 г.должна составить 105 млн тонн, а газа — до 110 млрд кубометров в год. Для реализации этой задачи была разработана комплексная Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки нефти, газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта углеводородов на рынки Китая и других стран АТР (находится в стадии согласования правительством и поиска инвесторов).
По предварительным оценкам, на ее реализацию в зависимости от вариантов транспортировки и очередности освоения месторождений потребуется 35—55 млрд долларов.
Освоение восточных нефтегазовых ресурсов осложняется рядом объективных факторов: месторождения разбросаны по большой территории, принадлежат разным пользователям, и их освоение необходимо вести одновременно на нефть и на газ, что значительно усложняет технологический процесс. Суровый климат, отсутствие транспортной и промышленной инфраструктуры тоже сдерживают потенциальных инвесторов.
Но первый шаг сделан. Правительство и ОАО «АКТранснефть» приняли решение о прокладке нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Сейчас строится первая очередь годовой производительностью 30 млн тонн — от Тайшета до Сковородино (Амурская обл.). Завершить строительство намечено в конце 2008 г. Но специалисты полагают, что в кратчайшие сроки нужно проложить вторую очередь — от Сковородино до Тихого океана, доведя мощность до 80 млн тонн. И одновременно возводить производственную базу— только так нефтепровод можно быстро окупить.
Ввиду высокого качества восточносибирской нефти ее выгоднее не экспортировать, а перерабатывать у себя дома. Для этого нужны собственные мощности по производству нефтехимических продуктов, пользующихся спросом и у нас, и за рубежом.
Газ восточносибирских и якутских месторождений содержит много ценных компонентов. Продукты его переработки (бутан и пропан) можно использовать для газификации районов, расположенных далеко от газопроводов. На мировом рынке пользуются спросом метанол, удобрения, полипропилен и другие производные.
К сведению
В начале 1990-х годов в американской прессе велись серьезные дискуссии о целесообразности приобретения Восточной Сибири за 2 трлн долларов. А недавно бывший госсекретарь США госпожа Олбрайт высказывалась, что наличие у России больших восточных территорий является серьезной мировой несправедливостью.