Квартальные темпы прироста нашего ВВП неумолимо замедляются с середины 2011 г. — 1,7%, 1,6, 0,6, 0,1%, подчеркивают эксперты Центра развития ВШЭ в очередном выпуске бюллетеня «Наш экономический прогноз». Надежды на реальное улучшение инвестиционного климата малы, подстегнуть рост экономики, считают ученые, могут государственные капвложения в инфраструктуру за счет сокращения военных расходов. Бизнес же настаивает на снижении налогов и упрощении доступа к финансовым ресурсам.
«Среднесрочные перспективы российской экономики, как и ноябрьская погода, радости не вызывают,— поделился своими впечатлениями с журналистами на пресс-конференции в РИА „Новости“ директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко. — Максимальный рост ВВП ближайшие годы составит порядка 2%. Отечественная экономика попала в очень сложную ситуацию, когда темпы роста устойчиво снижаются, и пока не видно, за счет каких факторов можно переломить эту тенденцию».
Базовые виды экономической деятельности, используемые для оценки динамики ВВП, стагнируют с начала 2012 г. Промышленность растет только за счет отраслей — производителей сырья и относительно простой продукции, значительная часть которой поставляется на экспорт. Высокотехнологичные сектора испытывают большие трудности.
Экспорт товаров и услуг за I и II кварталы сократился на 0,9 и 0,5% соответственно, а в целом — продолжает плавное снижение, начатое еще в 2011 г.
Темпы прироста спроса населения в текущем году опустились до 1,6% в квартал. Розничная торговля и платные услуги населению растут, но медленно. Оптовая торговля перешла в стагнацию, сокращаясь два месяца подряд.
Капитал продолжает бегство за рубеж. Его чистый отток за последние 12 месяцев превышает 90 млрд долл., и пока нет признаков снижения интенсивности этого процесса.
Замедление роста экономики становится устойчивой тенденцией. Ключевая причина — отсутствие драйверов роста.
Вытянуть отечественную экономику вверх, по оценке ученых Центра развития «Вышки», может ряд факторов.
Надеяться на реальное улучшение инвестиционного климата пока не приходится. Рейтинг Doing Business Всемирного банка, в котором Россия поднялась на восемь ступенек, на практике подходит только для развитых стран. Он предполагает, что в исследуемых странах все процессы выполняются с точки зрения качества одинаково, но с разной скоростью и разными издержками. Коррупция, произвол правоохранительных органов и другие базовые проблемы в нем отражены слабо.
Нам больше подходит рейтинг Всемирного экономического форума Global Competitiveness Index, который основан на опросах, позволяющих оценить удовлетворенность экономических агентов текущим уровнем развития той или иной экономической сферы. А в нем Россия опустилась на одну позицию.
В этих условиях сильным драйвером роста может стать развитие инфраструктуры. Государство может направить средства в размере 1% ВВП на инвестиции в инфраструктуру. Эффект от строительства дорог состоит из двух частей: рост государственных инвестиций и выигрыш экономики от улучшения инфраструктуры в целом (снижение издержек компаний, появление ранее отсутствовавших возможностей, улучшение имиджа страны).
Результатом развития инфраструктуры может стать увеличение темпов роста ВВП на 1,16 п.п. в среднем за 2013—2020 гг.
Еще одним драйвером может послужить изменение структуры расходов бюджета. Держава может взять средства в размере 1% ВВП из расходов на закупку вооружений и направить их опять же в инвестиции на развитие инфраструктуры. В итоге темп роста ВВП может увеличиться в 2013—2020 гг. в среднем еще на 0,1 п.п.
С мнением ученых согласны представители бизнеса. «Реализация инфраструктурных проектов за счет государственных капвложений даст импульс развитию целого ряда других отраслей экономики, — уверен директор ООО „Управляющая компания „Алтын“ из Уфы Валерий Власов. — По цепочке потянутся вверх предприятия, выпускающие стройматериалы и оборудование, а также другие смежные производства. Нужно также стимулировать за счет налоговых льгот те компании, которые умудряются создавать новые рабочие места в эти сложные предкризисные времена».
«Самым сильным драйвером роста нашего предприятия может послужить снижение налоговой нагрузки, — отмечает директор подмосковного завода „Промстройдеталь“ Виктор Бурмистров. — Сейчас только нагрузка на фонд заработной платы — ЕСН вместе с подоходным налогом — составляет 45%».
«Другой стимул роста — упрощение доступа к финансовым ресурсам, — продолжает В. Бурмистров. — Не так давно мы сделали попытку получить кредит в банке. После объявления условий подсчитали реальный процент и, что называется, прослезились — 35% годовых. Использовать столь дорогие заемные средства для модернизации предприятия практически невозможно».
Снижение налоговой нагрузки и предоставление льготных кредитов предприятиям стали реальным инструментом поддержки отечественных компаний в начале кризиса 2008 г. Почему бы не вернуться к проверенным методам сейчас, когда экономика еще только замедляет темпы роста, а не начала свое падение?
Прогноз прироста российского ВВП на ближайшие годы, %
2012 г. |
3,3 |
2013 г. |
2,7 |
2014 г. |
2,1 |
2015 г. |
1,3 |
Источник: ЦР ВШЭ