Минрегион России разработал проект федерального закона с изменениями в Градостроительный кодекс РФ и Закон об общих принципах организации местного самоуправления, который наделяет органы власти субъектов РФ и местного самоуправления полномочиями по установлению перечней обязательств застройщиков по строительству транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры. Это предлагается сделать для ускорения темпов строительства объектов инфраструктуры. Однако в заключении об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России сомневается в том, что используя данный механизм, цель будет достигнута.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена проблемой недостаточности темпов строительства объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур.
Сейчас темпы жилищного строительства значительно опережают темпы строительства объектов инфраструктуры. Минрегион России считает, что эта ситуация — результат недостаточности бюджетных средств. Из-за нее органы местного самоуправления не успевают создавать объекты инфраструктуры, необходимые для комплексного развития территории.
На территориях муниципальных районов растут жилые микрорайоны, не обеспеченные инфраструктурой, а значит, в них отсутствуют благоприятные условия для жизни граждан.
Для решения этой проблемы Минрегион России предлагает наделить органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления полномочиями по установлению перечней обязательств застройщиков по строительству транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры.
Предполагается, что эти перечни будут утверждаться на основании долгосрочных программ по реализации генеральных планов.
По оценке Минрегиона России, его инициатива затронет интересы почти 200 000 строительных организаций. Однако не стоит забывать, что в соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под застройщиком понимается любое физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Исходя из этого разработанный Минрегионом России законопроект затронет интересы не только субъектов предпринимательской деятельности, но и простых граждан. И не только застройщиков, но и покупателей жилых помещений. Так как дополнительные затраты компаний-застройщиков на строительство объектов инфраструктуры они будут включать в стоимость квадратных метров. А значит, за благоприятные условия жизни гражданам надо будет заплатить, по сути, из своего кармана.
При этом оговоримся, что в действующем градостроительном и земельном законодательствах есть нормы, позволяющие решать данную проблему.
В частности, ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ позволяет развивать застроенные территории на основании договора. При этом договор о развитии застроенных территорий согласно ч. 4 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ может предусматривать обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
Аналогичные обязательства могут предусматриваться при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства (ст. 38.2 Земельного кодекса РФ).
Минрегион России предлагает принципиально иную модель отношений между органами власти субъектов РФ, местного самоуправления и застройщиками. Когда органы власти в связи с недостаточностью бюджетных средств будут обязывать застройщиков в принудительном порядке создавать объекты инфраструктуры.
Вместе с тем, по данным Счетной палаты, в настоящий момент 69 из 83 субъектов РФ являются дотационными, и предполагается, что в 2012—2014 гг. их число возрастет до 72. А основные расходы консолидированных бюджетов регионов направляются на выплату зарплат, социальных выплат и оплату коммунальных услуг, а не на строительство объектов инфраструктуры. Такая же ситуация и с бюджетной обеспеченностью муниципальных бюджетов.
По мнению, Минэкономразвития России, проводившего оценку регулирующего воздействия данного законопроекта, в случае его принятия есть риск массового возложения обязанностей по строительству объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур на застройщиков. Что в свою очередь приведет к росту цен на жилье.
В связи с этим Минэкономразвития России сомневается в достижении, поставленных Минрегионом целей.
Проведенные Минэкономразвития России публичные слушания свидетельствуют о явной заинтересованности в принятии этих поправок органами государственной власти субъектов РФ. И ярко выраженной отрицательной оценке со стороны бизнес-сообщества, которое считает, что принятие законопроекта окажет явно негативное воздействие на инвестиционный климат в России.
Если Минрегион России не откажется от своей идеи, решать вопрос будет правительство.