Обновленный порядок предоставления уполномоченным банкам информации о валютных операциях, а также оформления паспортов сделок (см. подробнее «ЭЖ», 2012, № 33, с. 05) вступил в силу 1 октября этого года. Теперь компаниям, осуществляющим валютные операции, предстоит осваивать новые правила игры. Чем обусловлены внесенные изменения и как они отразятся на работе организаций и предпринимателей, «ЭЖ» рассказала Елена Ищенко, директор Департамент финансового мониторинга Банка России.
«ЭЖ»: С чем связаны изменения в подзаконном регулировании порядка предоставления сведений о валютных операциях и оформления паспортов сделок?
Елена Ищенко: Стоит отметить, что новая инструкция от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (Примеч. ред.: далее — инструкция № 138-И) не является принципиально новым документом. Фактически она объединила в себе положения двух ранее действовавших нормативных актов:
- Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (Примеч. ред.: далее — инструкция № 117-И);
- Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (Примеч. ред.: далее — положение № 258-П).
Необходимость принятия инструкции № 138-И обусловлена изменениями в федеральном законодательстве.
«ЭЖ»: А что это за изменения, можно поподробнее?
Е.И.: Да, конечно. Речь идет о Федеральном законе от 06.12.2011 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части упрощения процедур валютного контроля» (Примеч. ред.: далее — Федеральный закон № 406-ФЗ), которым:
во-первых, была установлена обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности предоставлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках поступления валютной выручки за переданные нерезиденту товары, оказанные услуги, выполненные работы, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (Примеч. ред.: далее — услуги), либо об ожидаемых максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
При этом порядок предоставления резидентами такой информации и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля должен быть установлен Банком России;
во-вторых, определен закрытый перечень сведений, которые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами должны содержаться в паспорте сделки по внешнеторговым контрактам;
в-третьих, установлена обязанность уполномоченных банков в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки, передать его в электронном виде всем органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Банком России.
Инструкция № 138-И обеспечивает реализацию перечисленных выше положений.
«ЭЖ»: На ваш взгляд, в чем заключаются главные новации, предусмотренные инструкцией № 138-И?
Е.И.: Инструкция № 138-И, обеспечивая реализацию положений Федерального закона № 406-ФЗ, также направлена на оптимизацию валютного контроля путем сокращения бумажного документооборота, расширения обмена документами и информацией между уполномоченными банками и их клиентами в электронном виде и по сравнению с инструкцией № 117-И и положением № 258-П содержит существенные изменения.
Изменение первое: инструкция № 138-И устанавливает обязанность уполномоченного банка вести паспорт сделки в электронном виде для обеспечения передачи такого паспорта сделки в электроном виде органам и агентам валютного контроля в режиме, близком к реальному времени. Это позволит уменьшить документооборот между резидентом и органами и агентами валютного контроля.
Второе важное изменение заключается в сокращении количества документов учета валютных операций, оформляемых и представляемых резидентом в уполномоченный банк. Произошло это за счет унификации таких документов. При этом состав содержащейся в них информации, необходимой для целей осуществления валютного контроля, расширен с учетом требований Федерального закона № 406-ФЗ. Например, вместо четырех видов справок, которые раньше обязаны были представлять резиденты при проведении валютных операций, в инструкции № 138-И предусмотрено представление только двух видов справок: справки о валютных операциях и справки о подтверждающих документах.
Еще одно, третье, важное изменение касается реализованного в инструкции № 138-И подхода, предусматривающего сохранение в неизменном виде номера паспорта сделки, присвоенного уполномоченным банком при его первоначальном оформлении, на протяжении всего срока действия контракта (кредитного договора). Исключение могут составлять отдельные случаи, в частности, в связи с отзывом у уполномоченного банка лицензии на осуществление банковских операций, а также при изменении стороны по договору в связи с уступкой резидентом требований или переводом долга по контракту (кредитному договору) другому резиденту.
Четвертое изменение, на которое хотелось бы обратить внимание, — с учетом сложившейся практики применения нормативных актов Банка России инструкцией № 138-И урегулирован порядок передачи паспортов сделок, ведомостей банковского контроля и досье валютного контроля в случае реорганизации уполномоченного банка, оформившего паспорт сделки. Этот порядок распространяется и на случаи преобразования филиала, в котором оформлен паспорт сделки, в иной вид внутреннего структурного подразделения или при ликвидации филиала. Указанный порядок применяется уполномоченным банком без участия клиента, чей паспорт сделки передается.
И последнее, пятое изменение заключается в том, что инструкцией № 138-И усовершенствован порядок взаимодействия между уполномоченным банком и клиентом при осуществлении валютных операций.
В частности, инструкцией № 138-И установлено, что обмен документами и информацией между уполномоченным банком и клиентом может осуществляться как на бумажных носителях, так и в электронном виде с применением соответствующих способов защиты информации. Для уполномоченных банков также предусмотрена возможность хранения документов и информации в соответствующем досье валютного контроля, формирование которого по усмотрению уполномоченного банка может осуществляться одним из трех способов: на бумажном носителе, в электронном виде или смешанным (частично в электронном виде, частично на бумажном носителе).
«ЭЖ»: Как сильно изменятся взаимоотношения компаний с банками в целом в связи с принятием инструкции № 138-И? Скажутся ли новые правила на работе резидентов, занимающихся ВЭД? Изменится «внутренняя кухня» банков?
Е.И.: На наш взгляд, инструкция № 138-И существенно не изменяет порядок взаимодействия уполномоченных банков и их клиентов, а также порядок осуществления уполномоченным банком валютного контроля по сравнению с ранее действующим порядком, установленным инструкцией № 117-И и положением № 258-П.
Происходит всего лишь оптимизация валютного контроля путем усовершенствования взаимодействия между уполномоченным банком и клиентом при осуществлении валютных операций, а также сокращения между ними бумажного документооборота и расширения обмена документами и информацией в электронном виде.
«ЭЖ»: В инструкции № 138-И предусмотрены иные по сравнению с ранее действовавшими сроки представления документов для оформления паспортов сделок — с чем это связано?
Е.И.: Не совсем согласна с этим выводом. В инструкции № 138-И сроки оформления паспорта сделки по сути не поменялись. В то же время во избежание нарушений резидентами сроков оформления паспорта сделки и, как следствие, привлечения к административной ответственности в инструкции № 138-И всего лишь уточнено определение порядка исчисления сроков представления резидентами в банки документов для оформления паспорта.
«ЭЖ»: Как быть с валютными операциями, которые были совершены до 1 октября, но срок представления справки о валютной операции истечет после этой даты? Будут ли распространяться новые правила на такие случаи? По какой форме нужно будет подавать справки?
Е.И.: Вопросы, связанные с тем, как представляются резидентами в уполномоченный банк справки после вступления в силу инструкции № 138-И, если валютные операции осуществлялись в соответствии с требованиями инструкции № 117-И, урегулированы главой 20 инструкции № 138-И.
Так, если срок представления резидентом в уполномоченный банк справки о валютных операциях истекает после 1 октября 2012 г., такая справка о валютных операциях независимо от даты зачисления иностранной валюты на счет резидента представляется по новым правилам в соответствии с инструкцией № 138-И.
«ЭЖ»: Повлекут ли новые правила дополнительные расходы для компаний?
Е.И.: Возможно, последствия будут как раз противоположные. Инструкцией № 138-И клиентам уполномоченных банков предоставлено право делегировать исполнение значительной части своих обязанностей на основании договора уполномоченному банку. Это, по нашему мнению, позволит сократить нагрузку на участников внешнеторговой деятельности.