Куда «трубить» России

| статьи | печать

В странах Европы проходят выборы. Германия уже обрела нового канцлера. У Польши новый президент появится после 23 октября. Что же ждет Россию после смены власти у соседей?

Экономически сильная Германия обещает сохранить накопленный положительный потенциал двустороннего сотрудничества. Польша, наоборот, грозится ужесточить отношения с Москвой, и так не отличающиеся особой теплотой.

Вольному — воля! Каждый сам выстраивает будущее и получает по заслугам. Странам, которым стал в тягость транзит наших энергоресурсов, видимо, полегчает после того, как трубопровод пройдет по дну Балтийского моря к желающим получать российский газ. Непонятно, правда, почему они так возмущаются по этому поводу. Их так это «задевало». В смысле транзит.

Поступать так нужно и впредь. На добро отвечать добром, но про свои интересы не забывать и твердо их отстаивать.

Нас подбадривают уверениями о стратегическом партнерстве. И мы рады. Простодушно верим, что за этим стоит что-то взаимовыгодное. А за этим — только эгоизм и прагматизм Запада. И ничего более.

Пять с лишним лет обсуждались планы подписания договора об упрощении визовых процедур между Россией и Евросоюзом. Наконец-то подписали тексты проектов соглашения о визах и по реадмиссии. Но пока это всего лишь тексты проектов! А о развитии взаимовыгодных экономических отношений и говорить нечего. С какого такого перепуга Европе помогать наращивать мощь столь крупного как по площади, так и по численности населения соседа? Выгоднее иметь Россию в качестве источника сырья и рынка сбыта своей готовой продукции.

А если Россия со своей продукцией начинает закрепляться на других рынках, их надо постараться перехватить. Последняя история с зерном — тому подтверждение.

За счет разных хитроумных механизмов субсидирования и интервенционных запасов Евросоюз выбросил на традиционно российские рынки сбыта в Северной Африке, странах Ближнего Востока и Средиземноморья дешевую пшеницу. Российский продукт сразу же стал неконкурентоспособным.

Действия, прямо скажем, не джентльменские. К тому же кому-кому, а Евросоюзу известно: по условиям присоединения нашей страны к ВТО России запрещено проводить аналогичные экспортные субсидии.

Что ж, против лома нет приема. Если не удастся договориться с ЕС по-хорошему, следует ответить адекватно. Ограничить, например, ввоз европейского мяса в нашу страну. Или других товаров — ассортимент то у европейцев на нашем рынке большой.

Ясно одно. Если затронуты национальные интересы, власть должна внятно произнести: «Нет, нам это не нравится!» И прибегнуть ко всем возможным средствам экономического давления, как это делают другие страны.

Вместе с тем очевидно и другое. Продавая только нефть и газ, мы развиваем чужую экономику, делаем наших так называемых стратегических партнеров не в пример нам еще сильнее и конкурентоспособнее.

Пока мы будем располагать столь нехитрой структурой внешней торговли, пока не будем диверсифицировать свою экономику, перестраивать промышленность, выпускать больше готовой продукции и расширять рынки ее сбыта, наш голос будут игнорировать.

Если же надеяться только на чудодейственность трубы, то все «трубой» и закончится. Выбор не так ужи велик.

Наша справка

Соглашение о строительстве СЕГ подписали российский «Газпром» и германские концерны E.ON и BASF. Протяженность газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда, составит 1187 км. Пропускная способность трубы — 55 млрд кубометров газа в год. Первую нитку мощностью 27 млрд кубометров предполагается открыть в 2010 году. Стоимость строительства морской части газопровода оценивается более чем в 4 млрд евро.

Экспорт России в ЕС (1996—2002 гг.: ЕС-15, 2004 г. — ЕС-25),%


1996 г.

1998 г.

2000 г.

2002 г.

2004 г.

Сельскохозяйственные продукты

9,7

3,0

1,6

1,8

0,8

Минеральные продукты

48,1

42,5

53,8

50,9

63,2

Химические продукты

8,5

8,4

7,2

12,6

4,1

Текстиль и кожа

1,5

1,7

1,1

0,8

0,5

Древесина, камень, металлы,изделия из них

27,7

32,4

26,3

19,6

16,9

Машины и оборудование

4,5

6,0

5,1

1,6

0,8

Транспортные средства

4,9

5,5

3,9

0,3

0,6

Прочие изделия

1,1

0,5

1,1

12,4

12,7

Импорт России из ЕС (1996—2002 гг.: ЕС-15, 2004 г. — ЕС-25), %


1996 г.

1998 г.

2000 г.

2002 г.

2004 г.

Сельскохозяйственные продукты

25,0

24,8

21,8

11,8

10,0

Минеральные продукты

6,8

5,6

6,3

4,6

0,6

Химические продукты 14,4 14,9 17,9 18,2 16,4






Текстиль и кожа

5,2

4,2

6,2

4,9

5,2

Древесина, камень, металлы,изделия из них

14,7

12,1

13,8

11,4

12,0

Машины и оборудование

25,6

25,6

23,5

39,7

39,4

Транспортные средства

6,2

10,8

8,3

7,0

10,3

Прочие изделия

2,2

2,0

2,1

2,4

5,7

Рассчитано по: EU Bilateral Trade and Trade with the World; Eurostat, 2005.

  • Объем торговых отношений между Россией и Евросоюзом, по данным Госкомстата, вырос с 14,4 млрд евро в 1992 году до 125 млрд в 2004 году. На долю ЕС приходится 53,4% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России.
  • Россия занимает пятое место (после США, Швейцарии, Китая и Японии) в списке стран-экспортеров (в 2004 году объем экспорта России в ЕС достиг 91 млрд дол.) и шестое место — среди покупателей европейской продукции (экспорт ЕС в Россию в 2004 году составил 34 млрд дол.).
  • Россия возглавляет список стран — поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов. В рамках энерго диалога ведется работа по созданию условий для наращивания поставок российских энергоносителей, включая электроэнергию, в страны ЕС.

Торговля России с ЕС-25, млн евро

Годы

Объем экспорта в ЕС-25

Доля ЕС в совокупном экспорте России

Объем импорта из ЕС-25

Доля ЕС в совокупном импорте России

1999

31 947

47,2

12 103

42,7

2000

59 055

53,0

14 335

39,2

2001

52 251

56,0

19 588

47,8

2002

55 758

49,4

22 719

47,4

2003

59 328

51,4

22 986

46,0

2004*

66 842

52,8

31 609

53,4*

Оценка.Источники: Yearbook 2004; Washington, IMF, 2004