В странах Европы проходят выборы. Германия уже обрела нового канцлера. У Польши новый президент появится после 23 октября. Что же ждет Россию после смены власти у соседей?
Экономически сильная Германия обещает сохранить накопленный положительный потенциал двустороннего сотрудничества. Польша, наоборот, грозится ужесточить отношения с Москвой, и так не отличающиеся особой теплотой.
Вольному — воля! Каждый сам выстраивает будущее и получает по заслугам. Странам, которым стал в тягость транзит наших энергоресурсов, видимо, полегчает после того, как трубопровод пройдет по дну Балтийского моря к желающим получать российский газ. Непонятно, правда, почему они так возмущаются по этому поводу. Их так это «задевало». В смысле транзит.
Поступать так нужно и впредь. На добро отвечать добром, но про свои интересы не забывать и твердо их отстаивать.
Нас подбадривают уверениями о стратегическом партнерстве. И мы рады. Простодушно верим, что за этим стоит что-то взаимовыгодное. А за этим — только эгоизм и прагматизм Запада. И ничего более.
Пять с лишним лет обсуждались планы подписания договора об упрощении визовых процедур между Россией и Евросоюзом. Наконец-то подписали тексты проектов соглашения о визах и по реадмиссии. Но пока это всего лишь тексты проектов! А о развитии взаимовыгодных экономических отношений и говорить нечего. С какого такого перепуга Европе помогать наращивать мощь столь крупного как по площади, так и по численности населения соседа? Выгоднее иметь Россию в качестве источника сырья и рынка сбыта своей готовой продукции.
А если Россия со своей продукцией начинает закрепляться на других рынках, их надо постараться перехватить. Последняя история с зерном — тому подтверждение.
За счет разных хитроумных механизмов субсидирования и интервенционных запасов Евросоюз выбросил на традиционно российские рынки сбыта в Северной Африке, странах Ближнего Востока и Средиземноморья дешевую пшеницу. Российский продукт сразу же стал неконкурентоспособным.
Действия, прямо скажем, не джентльменские. К тому же кому-кому, а Евросоюзу известно: по условиям присоединения нашей страны к ВТО России запрещено проводить аналогичные экспортные субсидии.
Что ж, против лома нет приема. Если не удастся договориться с ЕС по-хорошему, следует ответить адекватно. Ограничить, например, ввоз европейского мяса в нашу страну. Или других товаров — ассортимент то у европейцев на нашем рынке большой.
Ясно одно. Если затронуты национальные интересы, власть должна внятно произнести: «Нет, нам это не нравится!» И прибегнуть ко всем возможным средствам экономического давления, как это делают другие страны.
Вместе с тем очевидно и другое. Продавая только нефть и газ, мы развиваем чужую экономику, делаем наших так называемых стратегических партнеров не в пример нам еще сильнее и конкурентоспособнее.
Пока мы будем располагать столь нехитрой структурой внешней торговли, пока не будем диверсифицировать свою экономику, перестраивать промышленность, выпускать больше готовой продукции и расширять рынки ее сбыта, наш голос будут игнорировать.
Если же надеяться только на чудодейственность трубы, то все «трубой» и закончится. Выбор не так ужи велик.
Наша справка
Соглашение о строительстве СЕГ подписали российский «Газпром» и германские концерны E.ON и BASF. Протяженность газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда, составит 1187 км. Пропускная способность трубы — 55 млрд кубометров газа в год. Первую нитку мощностью 27 млрд кубометров предполагается открыть в 2010 году. Стоимость строительства морской части газопровода оценивается более чем в 4 млрд евро.
Экспорт России в ЕС (1996—2002 гг.: ЕС-15, 2004 г. — ЕС-25),%
|
1996 г. |
1998 г. |
2000 г. |
2002 г. |
2004 г. |
Сельскохозяйственные продукты |
9,7 |
3,0 |
1,6 |
1,8 |
0,8 |
Минеральные продукты |
48,1 |
42,5 |
53,8 |
50,9 |
63,2 |
Химические продукты |
8,5 |
8,4 |
7,2 |
12,6 |
4,1 |
Текстиль и кожа |
1,5 |
1,7 |
1,1 |
0,8 |
0,5 |
Древесина, камень, металлы,изделия из них |
27,7 |
32,4 |
26,3 |
19,6 |
16,9 |
Машины и оборудование |
4,5 |
6,0 |
5,1 |
1,6 |
0,8 |
Транспортные средства |
4,9 |
5,5 |
3,9 |
0,3 |
0,6 |
Прочие изделия |
1,1 |
0,5 |
1,1 |
12,4 |
12,7 |
Импорт России из ЕС (1996—2002 гг.: ЕС-15, 2004 г. — ЕС-25), %
|
1996 г. |
1998 г. |
2000 г. |
2002 г. |
2004 г. |
Сельскохозяйственные продукты |
25,0 |
24,8 |
21,8 |
11,8 |
10,0 |
Минеральные продукты |
6,8 |
5,6 |
6,3 |
4,6 |
0,6 |
Химические продукты 14,4 14,9 17,9 18,2 16,4 |
|
|
|
|
|
Текстиль и кожа |
5,2 |
4,2 |
6,2 |
4,9 |
5,2 |
Древесина, камень, металлы,изделия из них |
14,7 |
12,1 |
13,8 |
11,4 |
12,0 |
Машины и оборудование |
25,6 |
25,6 |
23,5 |
39,7 |
39,4 |
Транспортные средства |
6,2 |
10,8 |
8,3 |
7,0 |
10,3 |
Прочие изделия |
2,2 |
2,0 |
2,1 |
2,4 |
5,7 |
Рассчитано по: EU Bilateral Trade and Trade with the World; Eurostat, 2005.
- Объем торговых отношений между Россией и Евросоюзом, по данным Госкомстата, вырос с 14,4 млрд евро в 1992 году до 125 млрд в 2004 году. На долю ЕС приходится 53,4% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России.
- Россия занимает пятое место (после США, Швейцарии, Китая и Японии) в списке стран-экспортеров (в 2004 году объем экспорта России в ЕС достиг 91 млрд дол.) и шестое место — среди покупателей европейской продукции (экспорт ЕС в Россию в 2004 году составил 34 млрд дол.).
- Россия возглавляет список стран — поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов. В рамках энерго диалога ведется работа по созданию условий для наращивания поставок российских энергоносителей, включая электроэнергию, в страны ЕС.
Торговля России с ЕС-25, млн евро
Годы |
Объем экспорта в ЕС-25 |
Доля ЕС в совокупном экспорте России |
Объем импорта из ЕС-25 |
Доля ЕС в совокупном импорте России |
1999 |
31 947 |
47,2 |
12 103 |
42,7 |
2000 |
59 055 |
53,0 |
14 335 |
39,2 |
2001 |
52 251 |
56,0 |
19 588 |
47,8 |
2002 |
55 758 |
49,4 |
22 719 |
47,4 |
2003 |
59 328 |
51,4 |
22 986 |
46,0 |
2004* |
66 842 |
52,8 |
31 609 |
53,4* |
Оценка.Источники: Yearbook 2004; Washington, IMF, 2004